Классный час 1 сентября 2020-2021 учебного года – особое мероприятие, проводимое для учеников всех общеобразовательных учреждений. Ему в рамках школьной программы уделяется особое внимание, так как это важное вводное занятие, выполняющее несколько функций. В статье рассказывается об особенностях проведения, задачах и тематике классного часа.
Как планируют провести 1 сентября
В России новый 2020-2021 учебный год традиционно должен стартовать с 1 сентября. Как и положено, начало ему дадут школьные линейки. Пока в стране их планируют провести в традиционном формате. Однако, намерения будут осуществлены, если ситуация вокруг коронавирусной инфекции будет оставаться стабильной и резко не ухудшится.
В Минпросвещения России заверяют, что школьники сядут за парты своевременно, а 1 сентября для них торжественно проведут в школьных дворах, однако с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Речь идет о мерах социального дистанцирования. Также родителям и родственникам учащихся рекомендуется не собираться на мероприятии в больших количествах во избежание распространения коронавирусной инфекции среди его участников.
Следует подчеркнуть, что данные намерения будут реализованы исключительно в том случае, если ситуация с Covid-19 не станет худшее. Помимо этого, в Минпросвещения также изучат полную картину заболеваемости, после чего примут окончательное решение.
Отмечается, что в некоторых регионах страны, где уровень заболеваемости максимально высокий, школьные линейки 1 сентября все же проведут дистанционно. Окончательное решение по данному вопросу в ведомстве пообещали озвучить до 20 августа.
Что такое классный час: суть, задачи и функции
Классный час является одной из форм воспитательной работы и взаимодействия учеников друг с другом и с классным руководителем. Это способ общения наставника с воспитанниками, позволяющий устанавливать связь, налаживать эффективное взаимодействие, поддерживать коллективный дух и сплочённость одноклассников, а также выявлять и решать текущие актуальные проблемы.
Классные часы проводятся в школах регулярно, как правило, еженедельно. Но отдельного внимания заслуживает именно мероприятие, организуемое первого сентября и приуроченное к старту нового учебного года.
Классный час – это не стандартный урок, а внеурочное, но обязательное мероприятие, объединяющее всех школьников. Формат отличается от привычного хода учебных занятий и может быть практически любым. Такая гибкая по структуре и составу форма воспитательного взаимодействия позволяет учитывать возрастные особенности учеников и актуальные проблемы.
Классный час, проводимый первого сентября, должен выполнять несколько задач:
- Настраивать школьников на рабочую волну, дисциплинировать их. После длительного отдыха и продолжительного пребывания вне стен общеобразовательных учреждений дети расслабились, отвыкли от учёбы. Задачи классного руководителя – мотивация, стимулирование, настрой на учебный лад.
- Налаживать контакт, искать общий язык. Классный руководитель должен расположить воспитанников к себе, продемонстрировать свои намерения вести продуктивную совместную работу, показать лояльное отношение, но при этом создать и поддержать авторитет.
- Объединять учеников, создавать сплочённый единый коллектив и поддерживать дружеские доверительные отношения между одноклассниками. Классный руководитель может начать непринуждённую беседу на интересные всем темы, предложить общие интересы или идеи.
- Обсуждать актуальные волнующие проблемы, косвенно или напрямую влияющие на школьную жизнь, учеников, ход образовательного процесса.
- Напоминать правила поведения в школе и вне школы, например, в общественных местах, в транспорте, на дорогах, на улице.
- Прививать и укоренять нормы морали, жизненные принципы, нравственные устои, важные личностные качества. Также следует объяснять главные обязанности школьников перед педагогами и учебным заведением, перед родителями и близкими людьми, друг перед другом и перед собой.
Будут ли проводиться классные часы в 2020-2021 учебном году
Первое сентября 2020-го года может стать нестандартным из-за обстановки, сложившейся в России в связи с коронавирусом. Хотя министр просвещения РФ Сергей Кравцов уверял всех, что ученики придут в школы, всё же массовые мероприятия продолжают оставаться под запретом и не будут разрешаться в ближайшее время в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
Например, линейка пройдёт в ином нестандартном формате, исключающем скопления людей. О ходе данного традиционного мероприятия ничего не сообщалось, и организационные моменты ещё обсуждаются (окончательные решения должны быть приняты до 20-го августа на федеральном и местных уровнях). Но классные часы отменять никто не собирается, ведь они проводятся отдельно для учеников разных классов, а этого ВОЗ и Роспотребнадзор не запрещают.
Что касается даты проведения классных часов, то в 2020-ом году она будет стандартной – 1 сентября. Число выпадает на будний день, поэтому не переносится. И хотя занятия проводиться не будут, классный час состоится именно в День знаний.
Темы классных часов
Темы классных часов разнообразны, и при выборе следует учитывать не только актуальные для страны вопросы и глобальные проблемы общества, но и интересы учеников, а также их возрастную категорию. Ниже в таблице представлены общие тематики для школьников с распределением по классам:
Возрастная категория школьников | Примерные тематики классных часов |
С 1-го класса по 4-ый | «Дружба и друзья», «Урок мира», «Моя родина – Россия», «Я и моя семья», «ОБЖ: правила безопасности и поведения в школе и дома», «Я и школа: знакомство со знаниями». |
С 5-го по 7-ой класс | «Я – патриот», «О важности семьи и семейных ценностях», «Исторические подвиги России», «Памяти героев страны и города», «Спорт, ты – жизнь!», «ЗОЖ: в здоровом теле – здоровый дух», «Мои способности и таланты». |
8-ой и 9-ый классы | «Мир полон добрых дел», «Голубь мира», «Волонтёрство и общество», «Моё место в обществе: чем я пригожусь», «Вредные привычки: защити себя от опасности», «Мои права и обязанности». |
10-ый, 11-ый классы | «О профессиях: кем я вижу себя в будущем», «Что ожидает после окончания школы: начало взрослой жизни», «Война и мир: конфликты и мирное урегулирование», «Россия – моя страна». |
Примеры тем
Рассмотрим несколько примеров конкретных тем и их составляющих:
- «Урок мира». Можно рассказать о том, как Россия боролась за мир. Ученики могут высказывать свои точки зрения о том, как сохранять мир и избегать конфликтов.
- «Урок России». Педагог повествует о значимых этапах истории страны, о её достижениях. Школьники рассказывают о том, что знают о своей родине, каким видят её будущее. Можно отправиться на экскурсию в музей или к значимому для города месту, облагородить территорию ближайшего парка.
- «Семья». Школьники могут рассказывать о своих семьях, о том, что для них значат близкие, что они делают для своих родных.
- «Мои таланты». Ученики рассказывают о своих талантах или демонстрируют их, а педагог делает упор на то, что способности могут пригодиться в жизни, поэтому их нужно развивать.
- «ЗОЖ». Классный руководитель определяет основы здорового образа жизни и расспрашивает учеников о том, что они предпринимают или планируют предпринимать для укрепления здоровья.
- «Моя профессия». Классный руководитель рассказывает об актуальных и нужных в России профессиях, расспрашивает учеников о том, кем они хотят стать и кем видят себя после окончания школы.
- «Учёба». 1 класс только знакомится с учебным процессом: учитель рассказывает, каким будет образовательный процесс, какие знания школьники получат. Средние классы получают информацию о предстоящих дисциплинах и их основах. А в старших классах проводится инструктаж по поводу предстоящих важных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) и подготовки к ним.
- «Жизнь и творчество». Учащиеся могут проявить фантазию и заняться творчеством: написать рассказ, нарисовать рисунок, сочинить стихотворение о школе, одноклассниках, о себе и своей семье.
- «ГТО». Аббревиатура ГТО расшифровывается как «готов к труду и обороне», и данная тема освещает такие моменты как трудовая деятельность, физическая активность, достижения и успехи в разных сферах жизни, а также качества и умения, которые пригодятся в жизненных ситуациях.
- «Моя школа». Педагог может рассказать о том, что в будущем учебном году планируется осуществить для развития школы, какой вклад могут сделать ученики.
Эти темы классных часов примерные и общие, можно конкретизировать и развивать их с учётом потребностей и интересов учащихся.
Ход и структура классного часа
Сценарий классного часа разрабатывается педагогом с учётом выбранной основной темы. Классный руководитель составляет план и следует ему. В структуре мероприятия выделяют несколько частей:
- Вступительная торжественная. Это приветствие учеников, их поздравление с началом нового учебного года и Днём знаний, напутственная речь и пожелания.
- Организационная. Классный руководитель может представить новых учеников или организовать знакомство одноклассников друг с другом (если класс только сформирован). Также педагог озвучивает тему, ход мероприятия и основные моменты, привлекает внимание к важности обсуждаемых проблем, заинтересовывает воспитанников.
- Основная. В ходе этой части раскрывается главная тема, ведётся активное обсуждение. Учащиеся могут высказывать мнения, задавать вопросы, делиться точками зрения.
- Заключительная. Педагог подводит итоги занятия, ещё раз акцентирует внимание на важности затронутых проблем, озвучивает тезисы. Также учитель может стимулировать учеников, настраивать их на самовоспитание, совершенствование, включение в работу, дисциплинированность.
Стандартная средняя продолжительность классного часа – 40 или 45 минут. Но для учеников младших классов длительность может сокращаться до 20-30 минут. Для старшеклассников, наоборот, продолжительность в некоторых случаях увеличивается до 60-70 минут, если тема сложная, либо проблемы заинтересовали учащихся и вызвали бурное обсуждение.
Как правило, классный руководитель придерживается составленного плана, но может менять его с учётом заинтересованности школьников, выбирать запасные варианты или даже импровизировать, учитывая запросы и участие воспитанников в ходе занятия.
Советы педагогам
Чтобы классный час прошёл живо, интересно и продуктивно, следует соблюдать несколько рекомендаций:
- Проводите классный час оригинально, используя креативные и современные форматы занятий.
- Вовлекайте учеников в ход классного часа, чтобы они принимали непосредственное участие в обсуждении темы и высказывали собственные мнения.
- Предложите школьникам несколько тем, чтобы они смогли выбрать наиболее интересную и актуальную.
- Отслеживайте и оценивайте реакцию учеников на те или иные проблемы. Обсуждайте вопросы, которые особенно заинтересовали школьников.
- Применяйте современные методы представления информации: видеоролики, презентации, яркие изображения и иллюстрации.
Классный час 1 сентября – это не просто стандартный урок, а важное занятие, на котором поднимаются и обсуждаются важнейшие темы, решаются организационные вопросы, возобновляется и налаживается взаимодействие школьников друг с другом и с педагогами. И продуманная организация такого мероприятия позволит провести его интересно и продуктивно.
Формат обучения школьников с 1 сентября 2020 года
В последующем планируется организация учебного процесса в обычном формате, хотя рассматриваются и исключительные случаи. Например, дети могут заниматься в школах, однако быть закреплены в отдельных классах во избежание контакта между собой.
Помимо этого, в случае, если же все-таки придется экстренно перейти на дистанционное обучение, для этого в российских школах за летний период существенно усовершенствована материально-техническая база. Впрочем, в последнее время речь идет даже о закреплении дистанционного обучения в некоторых случаях на законодательном уровне. Проще говоря, этот формат чиновники намерены сделать полностью легитимным.