С развитием современных технологий и все большим увлечением детьми и подростками, а также взрослыми, виртуальным миром в 2021 году необходимость в посещении библиотеки постепенно пропадает. Поэтому план ее работы должен соответствовать потребностям современников. Для улучшения продуктивности работы следует предлагать посетителю интересную информацию (в том числе, в виде мероприятий), которая не только способна прививать или поддерживать любовь к книге, а и быть познавательной и интересной.
Основные направления
Приоритетными в школьных библиотеках считаются несколько направлений:
- Работа со школьниками, необходимая для развития интереса к чтению.
- Уроки культуры чтения.
- Библиографические уроки.
- Литературные обзоры.
- Игровой и презентационный формат.
- Общешкольные мероприятия и акции. Они обычно приурочены к памятным датам, событиям в области литературы и культуры.
- Работа с преподавателями и родителями в целях усовершенствования обмена знаниями, предоставления методической и консультационной помощи.
- Работа с фондами учебной, научной и художественной литературы.
- Другие тематические мероприятия.
Тематика
Анализ работы показывает, что наибольшую сложность при составлении плана мероприятий в библиотеке вызывает выбор тем – они должны быть интересными, актуальными и полезными для целевой аудитории. Ориентиры на 2021 год – реализуемые федеральные программы, национальные проекты, а также международные десятилетия, проводимые под эгидой ООН.
Федеральные целевые программы
- «Культура», реализуется в 2019-2024.
- «Информационное общество» – 2019-2024.
- «Охрана окружающей среды» – 2016-2031.
Национальные проекты
- Наука.
- Экология.
- Образование.
- Культура.
- Демография.
- Жилье и городская среда.
Есть и другие интересные проекты, по тематике которых легко можно подобрать публицистическую, научную и художественную литературу, организовать конкурсы, дискуссии, обсуждения.
Международные десятилетия под эгидой ООН
- Сближение культур (2013-2022).
- Десятилетие действий по проблемам питания (2016-2025).
- Восстановление экосистем (2021-2030).
В план работы библиотеки на 2021 год необходимо включить и программу «Десятилетие детства в Российской Федерации», принятую в 2017 и действующую до 2027 года. Концепция включает поддержку детского и юношеского чтения среди прочих мероприятий.
Форматы
Форматы мероприятий для вовлечения аудиторий разные:
- Литературные эссе.
- Тематические уроки.
- Видеоролики и видеопрезентации.
- Театрализованные представления.
- Музеи литературы и книг.
- Диалоги и дискуссии.
- Интеллектуальные игры.
Отправной точкой планирования служат Всероссийские и региональные программы, акции, а также календарь памятных дат и событий.
Мероприятия для включения в план
Первое и общедоступное мероприятие – экскурсии в школьную (районную, городскую) библиотеку. Проводят их в течение года – обзорные и узкотематические.
Живой интерес у аудитории вызывают книжные марафоны и литературные программы:
- Книжный хит.
- Блогеры рекомендуют к прочтению.
- Произведения созвучны настроению.
- Истории взлетов и успехов.
- Страна непрочитанной литературы.
- Найди своего автора.
- Семейный выходной в библиотеке.
- Другие.
В 2021 году запланирован ряд мероприятий по всей территории России. Это:
- Неделя детской книги.
- Библионочь.
- Живая классика.
Им также следует отвести место в плане на следующий учебный год.
Памятные и юбилейные даты
В план школьной библиотеки на 2020-2021 год обязательно должны быть включены мероприятия, приуроченные к 200-летию Федора Достоевского и 200-летию Николая Некрасова. Оба события пройдут на федеральном и региональном уровнях – соответствующие указы о празднованиях уже подписаны президентом Владимиром Путиным.
Книги-юбиляры 2021 года
700 лет – «Божественная комедия», Данте А. (1321) |
550 лет – «Декамерон», Боккаччо Дж. (1471) |
470 лет – «Утопия», Т. Мор (1551) |
440 лет – «Острожская библия», И. Федоров (1581) |
420 лет – «Гамлет, принц датский», Шекспир В. (1601) |
350 лет – «Мещанин во дворянстве», Ж.Б. Мольер (1671) |
325 лет – «Домострой», Истомин Карион (1696) |
295 лет – «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей», Свифт Дж. (1726) |
240 лет – «Недоросль», Фонвизин Д. И. (1781) |
220 лет с момента публикации трагедии «Мария Стюарт», Ф. Шиллер (1801) |
205 лет – «Щелкунчик», Гофман Э. Т. А. (1816) |
195 лет – «Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе», Купер Ф. (1826) |
190 лет – «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н.В. Гоголь (1831) |
190 лет – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», А.С. Пушкин (1831) |
190 лет – «Горе от ума», Грибоедов А. С. (1831) |
190 лет – «Собор Парижской Богоматери», В. Гюго (1831) |
185 лет – «Ревизор», Н.В. Гоголь (1836) |
185 лет – «Капитанская дочка», А.С. Пушкин (1836) |
180 лет – «Мороз Иванович», В.Ф. Одоевский (1841) |
175 лет – «Бедные люди», «Двойник», Ф.М. Достоевский (1846) |
175 лет – «Граф Монте-Кристо», Дюма А. (1846) |
170 лет – «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…», Ф.Б. Миллер (1851) |
170 лет – «Моби Дик, или Белый Кит», Г. Мелвилл (1851) |
165 лет – «Конек-Горбунок», П.П. Ершов (1856) |
160 лет – «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский (1861) |
155 лет – «Преступление и наказание», «Игрок», Ф.М. Достоевский (1866) |
155 лет – «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»), Суриков И.З. (1866) |
155 лет – «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов Н. А. (1866-1876) |
155 лет – «Подлинная история маленького оборвыша», Гринвуд Дж. (1866) |
150 лет – «В Зазеркалье», Кэрролл Л. (1871) В переводах на русский язык: «Алиса в Зазеркалье»; «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье» |
145 лет – «Приключения Тома Сойера», Твен М. (1876) |
140 лет – «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)», Лесков Н. С. (1881)
140 лет – «История Пиноккио», Коллоди К. (1881 г. в «Газете для детей» напечатана первая глава) |
135 лет – «Маленький лорд Фаунтлерой», Бернетт Ф. Э. (1886) |
130 лет – «Портрет Дориана Грея», О. Уайльд (1891) |
125 лет – «Песнь о Гайавате», Лонгфелло Г. У., в переводе на русский язык И.А. Бунина (1896)
125 лет – «Максимка», К.М. Станюкович (1896) 125 лет – «Чайка», А.П. Чехов (1896) 125 лет – «Остров доктора Моро», Г. Уэллс (1896) |
120 лет – «Мещане», М. Горький (1901)
120 лет – «Рыжик», А.И. Свирский (1901) 120 лет – «Собака Баскервилей», Дойль А.К. (1901-1902) 120 лет – «Первые люди на Луне», Уэллс Г. Дж. (1901) |
115 лет – «Незнакомка», «Балаганчик», «Король на площади», А.А. Блок (1906)
115 лет – «Белый клык», Д. Лондон (1906) |
110 лет – «Гранатовый браслет», А.И. Куприн (1911) |
100 лет – «Алые паруса», Грин А. С. (Н.Ф. Гриневский) (1921) |
95 лет – «Что ни страница, то слон, то львица…», В.В. Маяковский (1926)
95 лет – «Земля Санникова», В.А. Обручев (1926) 95 лет – «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», К.И. Чуковский (1926) 95 лет – «Багаж» («Дама сдавала в багаж.»), С.Я. Маршак (1926) 95 лет – «Винни Пух», Милн А. А. (1926) 95 лет – «И восходит солнце», Э. Хемингуэй (1926) |
90 лет – «Золотой теленок», И. Ильф и Е. Петров (1931)
90 лет – «Ночной полет», А. де Сент-Экзюпери (1931) |
85 лет – «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой (1936)
85 лет – «Игрушки», А.Л. Барто (1936) 85 лет – «Белеет парус одинокий», В.П. Катаев (1936) 85 лет – «А что у вас», «Дядя Степа», «Фома», С.В. Михалков (1936) 85 лет – «Старая крепость», В.П. Беляев (1936) 85 лет – «Голубая чашка», А.П. Гайдар (1936) 85 лет – «Унесенные ветром», М. Митчелл (1936) |
80 лет – «Тимур и его команда», Гайдар А. П. (1941)
80 лет – «Волшебная шкатулка», Василенко И.Д. (1941) 80 лет – «Василий Тёркин», Твардовский А.Т. (1941-1945) |
75 лет – «По следам Робинзона», Н.М. Верзилин (1946)
75 лет – «Четвертая высота», Е. Ильина (1946) |
70 лет – «Витя Малеев в школе и дома», Н.Н. Носов (1951)
70 лет – «Приключения Чиполлино», Родари Дж. (1951) 70 лет – «Над пропастью во ржи», Сэлинджер Дж. Д. (1951) |
65 лет – «Бронзовая птица», А.Н. Рыбаков (1956)
65 лет – «Обыкновенное чудо», Е.Л. Шварц (1956) 65 лет – «Маленький Водяной», О. Пройслер (1956) |
60 лет – «Приключения Толи Клюквина», Н.Н. Носов (1961) |
55 лет – «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков (1966)
55 лет – «Крокодил Гена и его друзья», Э.Н. Успенский (1966) 55 лет – «Маленькое Привидение», О. Пройслер (1966) |
50 лет – «Белый Бим, Черное ухо», Г.Н. Троепольский (1971)
50 лет – «Крабат, или Легенды старой мельницы», О. Пройслер (1971) |
45 лет – «Безумная Евдокия», А.Г. Алексин (1976)
45 лет – «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин (1976) |
40 лет – «Бремя власти», Д.М. Балашов (1981)
40 лет – «Нерв», В.С. Высоцкий (1981) 40 лет – «Рони, дочь разбойника», А. Линдгрен (1981) |
25 лет – «Чапаев и пустота», В.О. Пелевин (1996) |
20 лет – «Одиночество в сети», Я. Л. Вишневский (2001)
20 лет – «Ловец снов», С. Кинг (2001) 20 лет – «Глоток свободы», А. Гавальда (2001) |
15 лет – «Даниэль Штайн», Л. Улицкая (2006)
15 лет – «Мальчик в полосатой пижаме», Дж. Бойн (2006) |
10 лет – «Мой лейтенант», Д. Гранин (2011) |
Писатели юбиляры 2021 года
Юбилей | Годы жизни | Писатель |
3 января 1936 — 1971 | Николай Михайлович Рубцов | |
13 января 1931 — 2005 | Аркадий Александрович Вайнер | |
14 января 1911 — 1998 | Анатолий Наумович Рыбаков | |
15 января 1891 — 1938 | Осип Эмильевич Мандельштам | |
19 января 1911 — 1990 | Анатолий Владимирович Софронов | |
27 января 1826 — 1889 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | |
4 февраля 1906 — 1981 | Агния Львовна Барто | |
11 февраля 1821 — 1912 | Алексей Михайлович Жемчужников | |
14 февраля 1821 — 1869 | Николай Федорович Щербина | |
15 февраля 1906 — 1944 | Муса Мустафович Джалиль | |
16 февраля 1831 — 1895 | Николай Семенович Лесков | |
19 февраля 1931 — 2003 | Георгий Николаевич Владимов | |
12 марта 1881 — 1925 | Аркадий Тимофеевич Аверченко | |
23 марта 1821 — 1881 | Алексея Феофилактовича Писемского | |
3 апреля 1886 — 1921 | Николая Степановича Гумилёва | |
12 апреля 1931 — 2007 | Виталий Титович Коржиков | |
3 мая 1951 — | Татьяна Никитична Толстая | |
8 мая 1766 — 1830 | Василий Львович Пушкин | |
16 мая 1941 — | Геннадий Мартович Прашкевич | |
16 мая 1886 — 1939 | Владислав Фелицианович Ходасевич | |
30 мая 1811 — 1848 | Виссарион Григорьевич Белинский | |
15 мая 1891 — 1940 | Михаил Афанасьевич Булгаков | |
11 июня 1811 — 1848 | Виссарион Григорьевич Белинский | |
19 июня 1786 — 1880 | Федор Николаевич Глинка | |
17 июня 1911 — 1987 | Виктор Платонович Некрасов | |
1 июля 1896 — 1978 | Павел Григорьевич Антокольский | |
1 июля 1901 — 1957 | Владимир Александрович Луговской | |
1 августа 1801 — 1867 | Ксенофонт Алексеевич Полевой | |
1 августа 1961 — | Илья Витальевич Котик | |
8 августа 1901 — 1993 | Нина Николаевна Берберова | |
16 августа 1816 — 1858 | Петр Николаевич Кудрявцев | |
16 августа 1911 — 1986 | Александр Михайлович Суичмезов | |
20 августа 1936 — 1986 | Евгений Пантелеевич Дубровин | |
21 августа 1871 — 1919 | Леонид Николаевич Андреев | |
22 августа 1916 — 2008 | Анатолий Вениаминович Калинин | |
25 августа 1911 — 1999 | Василий Петрович Гнутов | |
27 августа 1856 — 1916 | Иван Яковлевич Франко | |
2 сентября 1906 — 2002 | Александр Петрович Казанцев | |
3 сентября 1941 — 1990 | Сергей Донатович Довлатов | |
6 сентября 1946 — | Евгений Антонович Козловский | |
8 сентября 1876 — 1945 | Александр Михайлович Добролюбов | |
22 сентября 1891 — 1972 | Рувим Исаевич Фраерман | |
23 сентября 1936 — | Эдвард Станиславович Радзинский | |
24 сентября 1921 — 2006 | Лидия Борисовна Либединская | |
8 октября 1931 — 1993 | Юлиан Семёнович Семёнов | |
17 октября 1931 — 2008 | Анатолий Игнатьевич Приставкин | |
21 октября 1896 — 1958 | Евгений Львович Шварц | |
24 октября 1921 — 1980 | Лев Владимирович Гинзбург | |
30 октября 1806 — 1864 | Степан Петрович Шевырёв | |
7 ноября 1891 — 1926 | Дмитрий Андреевич Фурманов | |
10 ноября 1801 — 1872 | Владимир Иванович Даль | |
11 ноября 1821 — 1881 | Федор Михайлович Достоевский | |
10 декабря 1821 — 1878 | Николай Алексеевич Некрасов | |
12 декабря 1766 — 1826 | Николай Михайлович Карамзин | |
23 декабря 1811 — 1858 | Евдокия Петровна Ростопчина | |
24 декабря 1901 — 1956 | Александр Александрович Фадеев | |
Актуальные проблемы
В рабочий план нужно включить уроки, лекции и другие мероприятия, популяризирующие науку и научно-исследовательскую литературу, привлекающие внимание к экологии, рациональному потреблению и другим актуальным проблемам для современного общества.
В список тематических мероприятий можно включить такие:
- Открытия и изобретения, сделанные детьми и подростками.
- Выдающиеся ученые мира.
- Великие открытия.
- Современные изобретения.
- Экономия энергоресурсов.
- Грамотное обращение с отходами.
- Жизнь в эко-стиле.
- Мечты и путешествия.
- Достопримечательности родного края.
- Сокровища природы.
Учебные заведения должны давать учащимся и первичные финансово-экономические знания, понимание и умение составить личный финансовый план. Этому также можно посвятить отдельное мероприятие.
Познавательные мероприятия
В библиотеках можно организовывать различного рода мероприятия, имеющие воспитательный, познавательный и образовательный характер. К их созданию можно привлекать школьного психолога, учеников, родителей, а также интересных личностей (местных поэтов, художников, путешественников и пр.). Также целесообразно создавать творческие кружки, способствующие развитию воображения.
Вот несколько идей разнообразного досуга для детей и родителей:
- обзор новинок детской художественной литературы современных авторов;
- обзор лучших книг для творчества (например, уроки вязания, лепки из пластилина, декупажа и т.д.);
- тематический брейн-ринг по сюжету произведения из школьной литературы или жизненному и творческому циклу автора (в качестве призов можно использовать почетные грамоты или красивые открытки);
- конкурс чтецов;
- прослушивание песен на слова знаменитых поэтов (также, в современной интерпретации);
- просмотр старых фотографий родного города с описанием памятных событий;
- обсуждение культурных мест (музеев, театров и т.д.) местного значения с возможной перспективой их посещения;
- доклад о туристических походах, которые совершались местными путешественниками, или в которые можно отправиться всей семьей или классом;
- творческие мастер-классы: квиллинг, создание фигур из гипса, исследование различных художественных техник, бисероплетение, создание поделок из ниток, роспись чашек и многое другое;
- беседы с родителями и детьми на насущные темы: о периоде взросления, личном пространстве, формировании самостоятельной личности, проблемах с доверием, и о безопасном поведении.
Информацию для подобных мероприятий можно найти в книгах или в Интернете. Для улучшения восприятия рекомендуется использовать визуальное подкрепление: картинки, плакаты, презентации. При проведении воспитательных бесед-тренингов лучше использовать метод, когда все присутствующие сидят в кругу. Это создает эффект уравнивания участников, и позволяет внимательно смотреть и слушать каждого выступающего.
Разнообразие и творческий подход поможет сделать из библиотеки популярное место, где приятно проводить время за чтением книг, и можно познакомиться с интересными людьми.