План работы школьной библиотеки на 2020-2021 – основной документ, определяющий приоритетные направления развития, мероприятия с участием школьников, педагогов, родителей и график их проведения. План составляется ежегодно и является частью государственной информационной политики – времена, когда планирование проводилось «для галочки», безвозвратно прошли.
Главные задачи библиотек
Каждая школьная библиотека должна выполнять несколько задач:
- Формирование библиотечных фондов с учётом профиля общеобразовательного учреждения, потребностей учащихся.
- Обеспечение поддержки непрерывных образовательных процессов, повышения квалификации педагогического состава, самостоятельной работы учеников.
- Выявление и удовлетворение потребностей и запросов учащихся и педагогов.
- Развитие у школьников информационной и читательской культуры посредством организации тематических мероприятий.
- Повышение и поддержание качества обслуживания и оказания услуг читателям.
- Повышение интереса к литературе.
- Соблюдение правил безопасности, обеспечение соответствия работы библиотеки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и гигиеническим требованиям.
- Координация работы учреждения.
- Разработка новых форматов взаимодействия работников библиотеки с читателями, усовершенствование существующих форм работы с посетителями.
- Поддержание постоянного оборота литературы в общеобразовательном учреждении, обеспечение своевременной выдачи и сдачи книг.
Современная библиотека, работающая в учебном заведении, должна выполнять одновременно все эти функции.
Основные направления работы
В школьных библиотеках предусматривается несколько приоритетных направлений деятельности:
- Постоянная активная работа с учащимися, направленная на пробуждение и поддержание интереса к чтению и литературе.
- Организация различных литературных обзоров с целью предоставления доступной информации о тех или иных изданиях, произведениях.
- Различные акции и мероприятия, которые обычно приурочиваются к памятным датам, важным событиям литературного мира. Они могут быть общешкольными, классными или проводимыми для нескольких классов (для начальной, средней и старшей школы, для отдельных параллелей).
- Работа с литературными фондами.
- Проведение уроков культуры чтения.
- Поддержание взаимодействия с педагогами и родителями учащихся для постоянного обмена знаниями, получения новой полезной информации, предоставления консультаций.
Памятные и юбилейные даты
В план школьной библиотеки на 2020-2021 год обязательно должны быть включены мероприятия, приуроченные к 200-летию Федора Достоевского и 200-летию Николая Некрасова. Оба события пройдут на федеральном и региональном уровнях – соответствующие указы о празднованиях уже подписаны президентом Владимиром Путиным.
Ключевые события, связанные с этими датами, запланированы в Москве и других городах России и включают:
- Международные выставки.
- Театральные проекты.
- Фестивали, конкурсы.
- Образовательно-просветительские акции, связанные с жизнью и творчеством писателей.
- Разработку экскурсионных маршрутов.
- Мультимедийные проекты «Достоевский на каждый день», «Некрасовские дни».
Школьные библиотеки участвуют в мероприятиях на региональном уровне и дополняют график своими культурными акциями.
Есть и другие памятные даты, которым приурочены виртуальные выставки, обзорные статьи, библиографии на сайтах библиотек. В 2021 году это:
- 800-летие со дня рождения Александра Невского.
- 6 июня – Пушкинский день и день русского языка.
- 80 лет легендарной военной «Катюше».
- 130-летие Осипа Мандельштама.
- 130-летие Михаила Булгакова.
И еще десятки других значимых дат, которые станут темой театрализованных представлений и жарких аудиторных обсуждений.
Организация мероприятий
Школьные городские или сельские библиотеки должны регулярно организовывать мероприятия для учеников. Причём важно подбирать тематики, которые интересны и соответствуют современным тенденциям литературы и читательской культуры.
Темы и направления мероприятий могут быть следующими:
- Памятные даты.
- Неделя или месяц читательской культуры, художественной, научной, фантастической или публицистической литературы, определённого автора, детской или юношеской книги. Можно выбрать любой период и посвятить его отдельному литературному направлению.
- Обзор литературных новинок или конкретных произведений.
- Обсуждения книг, сюжетов произведений, творчества авторов.
- Музыкальные вечера с прослушиванием песен на слова известных поэтов (в современных и классических интерпретациях).
- Конкурс чтецов, юных поэтов или писателей.
- Викторина с вопросами и заданиями по конкретному произведению, жизни и творчеству литератора, отдельной области литературы.
- Мастер-классы.
- Изобретения и открытия.
- Выдающиеся люди мира.
- Сохранение экосистемы, улучшение экологии, рациональное обращение с отходами, экономия энергетических и природных ресурсов, жизнь в современной экосистеме.
- Путешествия.
- Мечты.
- Достопримечательности родного города, края, местности.
- Природные сокровища.
- Книжные хиты.
- Современные произведения.
- Экранизации и театральные постановки произведений.
- Истории взлётов и падений.
- Поиски любимого автора.
- Страна литературы.
- Семейные библиотечные выходные.
- Живая классика.
Мероприятия проводятся в различных форматах, среди которых: презентации, тематические уроки, конкурсы, дискуссии, лекции, видеоролики, короткометражные или полнометражные фильмы или мультфильмы, диалоги, посещения музеев и прочих заведений, дискуссии, театрализованные представления и спектакли, интеллектуальные игры, выставки, экскурсионные маршруты, просветительно-образовательные акции, мультимедийные проекты, фестивали.
Пример плана работы на 2020-2021 год
Примерный план работы школьной библиотеки на 2020-2021 учебный год рассмотрен в таблице:
Направление работ | Сроки |
Работа с библиотечным фондом, его комплектование и пополнение с учётом профиля общеобразовательного учреждения, образовательных программ и потребностей учащихся. Сюда входят составление заказов на новые книги совместно с педагогами и руководством, отправление заявок в издательства, книжные магазины или муниципальные библиотеки, отслеживание выполнения запросов, составление перечней и списков литературы, расстановка книг на стеллажах по категориям и названиям. | Постоянно в течение всего учебного года |
Изучение фонда, анализ состава и структуры, оценка соответствия учебным планам. | В течение года на постоянной основе |
Учёт и оформление новых книг, распределение по категориям, структуризация литературы. | Постоянно в течение года |
Оформление подписок на периодические литературные издания. | В периоды заказов или продлений подписок (определяются издательствами или посредниками) |
Подготовка книг на списание. | На протяжении учебного года |
Раздача учебной литературы. | В сентябре и в течение года по необходимости |
Отслеживание своевременного возврата взятых учащимися книг. | Регулярно, ежемесячно |
Выявление в библиотечном фонде запрещённой литературы. | Сентябрь и январь |
Обзоры новой литературы, информирование учителей, учащихся и родителей о поступлениях. | По мере поступления новых книг в библиотеку |
Составление справочной информации по запросам читателей. | На протяжении учебного года |
Организация просмотров и выставок, посвящённых новой и актуальной литературе. | В течение года, по мере поступления в фонд литературы |
Проверки помещений на соответствие противопожарным, гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. | Еженедельно или дважды в неделю |
Выполнение санитарной обработки помещений с использованием антисептиков, специальных устройств. | Регулярно. В период пандемии коронавируса рекомендуемая частота – раз в два-три часа при постоянных посещениях. |
Проведение влажной уборки. | Ежедневно или дважды в день |
Помощь ученикам и педагогам в подборе нужной литературы. | Постоянно по мере запросов |
Ведение отчётности по обеспечению учащихся и педагогов литературой. | С октября по июнь |
Ремонт литературы, поддержание должного состояния книг. | По мере необходимости |
Работа с резервными библиотечными фондами: пополнение запасными экземплярами, передача излишков в другие школы. | Август, а также в течение года несколько раз |
Проведение тематических мероприятий. | Регулярно на протяжении года |
Взаимодействие с читателями: регистрация, переучёт, работа с должниками, обслуживание по абонементам, беседы, выдача и приём книг. | Постоянно |
Работа с учителями: информирование об активности учеников, консультации. | В течение года |
Повышение квалификации кадров. | На протяжении года по мере необходимости |
План работы любой библиотеки должен составляться перед началом учебного года. Обычно он формируется в течение лета, а в конце августа окончательно согласуется с руководством общеобразовательного учреждения и утверждается. Такой план должен находиться в учреждении у библиотекаря.