Интернет заполнен всевозможными советами, самыми популярными являются темы планирования расходов, траты денег, психология богатства и бедности. Советы дают как настоящие специалисты – финансисты и психологи, так и блогеры, рассказывающие о своем личном опыте. Среди большого количества статей привлекает внимание простой способ планировать семейные доходы, называется он «Правило 50/30/20».
Автор стратегии разумного распределения денег советует поступать таким образом:
- все доходы делятся на 3 группы в пропорции 50/30/20;
- 50% — это базовые потребности семьи – продукты, коммунальные платежи, интернет, мобильный телефон, транспорт, необходимая одежда и обувь;
- 30% — удовольствия – кино, театр, кафе, ресторан, деликатесы, путешествия, хобби;
- 20% — запас на будущие траты и непредвиденные расходы – резервный капитал.
В зависимости от суммы доходов можно несколько разнообразить пропорции трат, но важно сохранить 3 категории расходов. Привычка к такому планированию складывается постепенно. Автор советует не перебрасывать деньги из одной категории в другую, а неиспользованные переносить на следующий месяц в эту же группу.
Возникает вопрос – где лучше хранить семейные деньги, разделенные на 3 кучки. Можно завести 3 кошелька, но разумнее положить на 3 разные банковские карты и платить с них, согласно выбранной категории. Для 3 группы можно затруднить доступ, чтобы сохранить побольше денег про запас – это позволяет сделать банковский депозит.
Как любой метод, этот имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести:
- безусловную простоту и гибкость;
- возможность тратить часть денег на удовольствия (что очень важно для положительного восприятия методики);
- постепенное накопление «подушки безопасности» — деньги на будущие расходы или на черный день, создает уверенность в завтрашнем дне.
Минусами считаются:
- не подходит для людей с нестабильным заработком;
- отнесение затрат к определенной категории – понятие субъективное, что для одного обязательный расход, для другого – излишество;
- при слишком низких доходах система вызывает раздражение.
Придуманы также другие системы планирования – правило 4-х конвертов, метод 6-ти кувшинов, система kekabo. Принципиально они ничем не отличаются. Только распределение расходов идет по большему количеству категорий.