Водители до сих пор не могут понять, почему дорожает бензин в России, если стоимость нефти продолжает падать. Исходя из обывательской логики, если сырье для топлива дешевеет, то и сам бензин тоже должен падать в цене. На деле же сколько черное золото не пробивает «дно» исторических минимумов, ценники на главное транспортное топливо в стране не переписывают в сторону уменьшения.
Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет
Опытные автомобилисты уже успели обзавестись шуткой на заданную тему, которая отражает злободневные реалии: какой бы дешевой не была нефти, бензин своего шанса на повышение стоимости никогда не упустит. Причина, как пояснили эксперты, кроется в отечественной методике регулировки ценовой политики. Согласно ее положению, рост розничной цены бензина происходит пусть медленно, но зато уверенно и на регулярной основе.
Искать корень алгоритма роста стоимости необходимо в действующем механизме контроля цен на бензин, который предусматривает установление ценников государством.
В существующий реалиях проще всего это объяснить так: как государство решило, так и будет. Подобный характер регулирования часто провоцирует значительные перекосы, что вызывает недоумение у простых автомобилистов, в экономические и законодательные тонкости не вникающих.
Для формирования оптовых бензиновых расценок используют 2 аспекта:
- налогообложение;
- экспортная альтернатива.
В случае с альтернативой экспортного типа речь идет о цене, которая назначает при отправке продукции в другие страны. Так как Россия относится к категории экспортеров, то и компании по выработке нефти ориентируются на эти показатели. В ситуациях, когда мировой ценник оказывается выше, объем отправляется за рубеж.
Логически рассуждая, становится понятно, что при падении интереса к экспортной альтернативе внутренний рынок должен оказаться в выигрыше, но тут есть загвоздка. Вместе со снижением стоимости нефти падает рубль, что сводит на нет все попытки удешевить бензин, ведь внутри РФ топливо приобретают за отечественную валюту.
Рычаги давления на бензин в России
Фактор налогообложения тоже играет важную роль. Основание для этого базируется на повышенной налоговой нагрузке на рынок внутри страны, которая всегда оказывается больше экспортных налогов. В результате экспортная альтернатива выглядит куда более привлекательно.
Пока в стране и мире отмечаются относительно стабильные периоды, то и демпфирующий механизм работает на сглаживание возникающих колебаний, что выражалось в системе, похожей на субсидирование нефтяных компаний. Как только время стабильной стоимости уходит, начинается работа в обратном направлении. Выплата превращается в еще одну статью расходов, на которую тратятся компании. Причем бизнес и без того уже стал жертвой серьезных потерь в рамках оценки ситуации на внешних рынках.
Перспективы бензина, который продолжает дорожать
Сложившиеся обстоятельства провоцируют волну рисков по отношению к оптовому рынку. Сложностей, как считают аналитики, добавляет и то, что топливная инфраструктура в стране пока что не получает существенных стимулов для того, чтобы активно развиваться. Если не предпринять действенных попыток все наладить, то и отрасль будет скатываться в никуда.
По предварительным экспертным оценкам, стоимость бензина будет подниматься по принципу сценария 2009 года, то есть, предусматривается подстройка под уровень немного меньше набегающей инфляции.
В США действует немного другой алгоритм работы, поэтому там при снижении стоимости нефти быстрее происходит и уменьшение цены бензина для розничной торговли. Объясняется это небольшой налоговой долей.