Падение интереса к спорту в среднем на 70% среди всех россиян связано в первую очередь с кризисом. Об этом iReactor рассказал социолог Алексей Зубец.
Аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza опубликовала статистику на основе данных Росстата за 2019 год о суточном распределении времени среди россиян старше 15 лет. Исследователи выяснили, как проводят свободное время мужчины и женщины в будние и выходные дни. Например, оказалось, что самый популярный отдых среди представителей обоих полов — изучение СМИ и материалов в интернете. А мужчины в среднем имеют на 19% больше свободного времени, чем женщины. Исследователи связывают это с тем, что женщины тратят больше времени на бытовые обязанности и заботу о членах семьи.
Помимо интернета, большую долю свободного времени россияне тратят на общение (в том числе посредством социальных сетей и мессенджеров) — около 30 минут в будние дни и примерно час по выходным, а также на размышления, отдых и релаксацию, на что в будние дни уходит даже больше времени, чем на общение, а по выходным — наоборот. Впрочем, за последние пять лет все вышеперечисленные виды досуга показали либо совсем незначительный рост (женщины стали уделять на общение всего на 2% больше своего свободного времени), либо и вовсе спад (мужчины стали уделять интернету на 7% меньше).
Что изменилось сильно, так это в первую очередь время, которое россияне стали уделять спорту. По сравнению с 2014 годом женщины стали тренироваться на 77% меньше в будние дни, и на 83% — в выходные. Мужчины сократили количество тренировок в будние дни на 58%, а в выходные — на 72%. Исследователи связывают это с российской социально-экономической моделью, при которой значительная часть населения оказалась не в состоянии позволить себе существенные траты за пределами дома. В том числе на спортивные занятия и здоровую еду, которая является немаловажной частью занятий спортом, но при этом стоит значительно дороже обычной.
Источник фото: pixabay.com — Fotorech
Заведующий кафедрой «Прикладная социология» Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец в разговоре с корреспондентом iReactor подтвердил предположения исследователей. По словам социолога, снижение интереса к спорту и здоровому образу жизни среди россиян действительно наблюдается, и это является классическим отображением любой экономической ситуации в кризис: у людей попросту нет возможностей заниматься спортом.
Люди менее склонны вести здоровый образ жизни, соблюдать диеты и выбирать здоровые продукты (которые, кстати, дороже, чем обычные) — отсюда и падение интереса к спорту. Это связано прежде всего с тем, что в кризис люди менее склонны уделять внимание собственному здоровью и возможностям, связанным с продлением собственной жизни: люди менее активно идут на занятия спортом, на лечебные всякие процедуры и так далее. Им не до длинной здоровой жизни, они более склонны к тому, чтобы заботиться о простом физическом выживании, — отметил Зубец.
Естественно, сложившаяся ситуация влияет на людей и со временем они либо находят способ решить проблему, либо (в большинстве случаев) — забывают о ее существовании, находя себя новую альтернативу. В данном случае ею стали культурно-развлекательные мероприятия, на посещение которых с 2014 года россияне стали тратить на 150% больше свободного времени. Однако ни в коем случае нельзя говорить о «смерти» спорта: как подчеркнул социолог, рано или поздно кризис закончится, и тогда россияне вновь начнут более тщательно заботиться о своем здоровье.
Когда экономика на спаде, количество людей, занимающихся собственным здоровьем, снижается. Когда экономика на подъеме, количество людей, которые занимаются спортом и стараются вести здоровый образ жизни, увеличивается. Поэтому если экономика начнет расти — у людей будет больше денег, больше свободного времени и больше оптимизма касательно собственного будущего. Интерес к спорту, да и вообще к здоровому образу жизни, конечно, начнет расти, — сообщил социолог.
Источник фото: pixabay.com — StockSnap
Кроме спорта за последние пять лет россияне стали значительно меньше своего свободного времени уделять религии: мужчины сократили количество молитв и других религиозных практик на 21%, женщины — на 27%. Зубец отметил, что говорить о причинах такого резкого падения сложно, поскольку его удивляет такая статистика. Особенно учитывая увеличивающееся с каждым годом внимание к религии и усиление российской церкви как отдельного института.
На национальном уровне уделяется больше внимания религиозным ценностям, церковь объективно играет более активную роль в общественной жизни. Плюс в кризис, при наличии всякого рода проблем, интерес к высоким субстанциям увеличивается, а не уменьшается. Плюс целый ряд пограничных регионов, где есть смешанное население, и там церковь играет еще более значимую роль, чем по стране в целом. Поэтому из того, что я знаю, какого-то серьезного снижения интереса к религии я не наблюдаю, — поделился Зубец.
Тем не менее социолог подчеркнул, что в рамках всего мира интерес к религии за последние несколько лет действительно упал, особенно среди молодежи. Поэтому можно предположить, что в опросах 2019 года о свободном времени, которое россияне уделяют религии, большую роль сыграли голоса молодежи, представители которой в большинстве своем стали менее религиозны из-за развития технологий, глобализации и влиянии поп-культуры, в то время как старшее поколение либо не изменило своих привычек, либо и вовсе стало уделять религии еще больше времени.