В День Бабьих каш 8 января предки всегда чествовали повитух. Нужно было нести им хорошие дары и угощения. Часто женщины отправлялись в гости к повитухам вместе с детьми, чтобы их благословили. Особенно в данный день советовали сходить к повитухе юным девушкам и будущим мамам.
История праздника Бабьи каши
Повивальная бабка раньше считалась родней всем. Без нее не могли пройти ни одни роды. Она отправлялась на роды, чтобы облегчить боль и страдания роженицы. Во время родов было принято топить баню. Бабка помогала добрым словом, поддержкой и своими травами. Она одымляла роженицу, жгла березовую лучину и поджигала полынь, чтобы рожать было легче.
Повитуха в древние времена помогала ребенку родится на свет. До того, как появились акушеры, повитухи были очень востребованы и популярны. Часто такой род деятельности передавался по наследству, или же такое занятие совмещали со знахарством.
Повитуха не только была главной во время рождения, но еще и руководила крещением младенца вне храма. Приглашение принять роды считалось большой честью, и отказаться от такого, было грешно. Если роды заканчивались плачевно, повитуху могли даже судить.
В повитухи брали женщину преклонных лет, после менопаузы, которая сама ранее рожала. Она не должна была жить половой жизнью, а лучше, чтобы вовсе была вдовой. Считалось, что, если у повитухи еще не наступила менопауза, у девочки, которую она принимала, месячные наступят поздно. Если повитуха имела мужа, она должна была быть верной ему и вести хорошую жизнь, чтобы дети, которых она приняла, были здоровыми и жили долго.
Традиции на праздник Бабьи каши
В этот день в старину все женщины, у которых были дети, собирались все вместе и отправлялись в гости к повитухе, чтобы как следует чествовать ее. Несли с собой гостинцы и подарки, например, блины, пироги, наливку и вино. Так, как каждая молодая девушка считалась будущей мамой, им также не запрещалось приходить на такой праздник.
Чаще всего повитухе было принято дарить одежду, белье для тела, куски тканей и полотенца. Сама бабка также готовила специальное угощение. Она варила кашу из проса или гречки, чтобы угостить будущих рожениц.
Кашей бабка благословляла маленьких детей. Над их головами было принято поднимать горшочек с кашей, после чего читать заговоры на здоровье. Чтобы малыш рос крепким и здоровым, быстрее делал первые шаги, первыми кашу ели старшие дети.
Кашу нужно было есть на улице. В зависимости от пола малыша, нужно было поймать петуха или курицу, и посадить в горшок из-под каши. Часть ее несли на капище Рода. Если девушке хотелось еще много детей, повитуха устраивала специальный обряд. Часто праздник проводился до самого утра, а мужчины в это время должны были уйти, так, как их на гулянья не звали.
Приметы и поверья на Бабьи каши
Повивальную бабку было принято катать по селу, лить ей воду на руки и делать подношения. Основная часть праздника шла в доме повитухи, где все собирались на праздничный обед. Разговоры за столом имели свою специфику, часто тему имели сексуальный подтекст.
Для того, чтобы женщины всегда оставались привлекательными для своих супругов, повитуха давала им сладости и наливала сладкие наливки. После этого над девушками было принято рассеивать просо, которое считалось символом плодородия, и желала девушкам иметь здоровых детей.
В неких регионах повивальная бабка сама начинала праздник, отправляясь в гости по домам девушек. Она вытирала детям водой глаза, а самых маленьких купала полностью. С собой бабка брала небольшие подарки в виде разноцветных кусочков ткани, которые повязывала на руках детей.
В некоторых регионах на празднике могли быть и мужчины, но только те, у которых уже есть дети. Бабку катали по селу на тачке, усаживая задом наперед. Все наряжались в женихов и невест, демонстрируя веселую свадьбу.
Если на пути такой процессии встречались бездетные люди, им могло сильно не поздоровиться. Даму, которая не могла иметь детей, обмазывали дегтем с ног до головы, а мужчину били фаллическим символом. Чаще всего в его роли выступал кочан кукурузы.