В среду, 27 февраля, отмечается 6 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
- Церковные православные праздники 27 февраля
- Кирилл Весноуказчик
- Преподобного Марона, пустынника Сирийского
- 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
- Преподобного Исаакия, затворника Печерского
- Преподобного Авксентия Вифинского
- Благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его мученика Феодора, чудотворцев
Церковные православные праздники 27 февраля
Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.
Чествование памяти святого Кирилла (до принятия схимы – Константин). Вместе с братом Мефодием они создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие и другие Богослужебные книги, ввели Богослужение на славянском. Умер в 869 году.
Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский (до принятия схимы – Константин), и старший брат его Мефодий (память 6 апреля) по происхождению славяне, родились в Македонии, в городе Солуни. Святой Кирилл получил блестящее образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Он рано принял сан пресвитера. По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии.
Святой Кирилл с успехом вел прения с еретиками иконоборцами и с магометанами. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию, но уединение его продолжалось недолгое время. Оба брата были посланы в 857 году императором Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар. По дороге они останавливались в Херсоне и обрели там мощи священномученика Климента, папы Римского.
Прибыв к хозарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере. Убежденный проповедью святого Кирилла хазарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. Святой Кирилл вернулся в Константинополь с 200-ми отпущенными пленниками.
В 862 году началось главное дело святых братьев. По просьбе князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Они ввели Богослужение на славянском языке. Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан И встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента, папы Римского. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году 42-х лет.
Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента, где почивают мощи этого священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями.
Преподобного Марона, пустынника Сирийского
День чествования святого Марона. Жил в IV веке возле города Кира в Сирии. Имел дар исцеления от болезней, изгнания бесов. Основал много монастырей в Кирской области.
Преподобный Марон жил в IV веке недалеко от города Кира в Сирии. Почти всё время он проводил под открытым небом – в молитве, бдении, трудах и строгом посте. Вскоре он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. Обращавшимся к нему за назиданием преподобный советовал быть воздержанными, заботиться о своем спасении, опасаться любостяжания и гневливости. Учениками преподобного Марона были – Иаков Отшельник (память 26 ноября), Лимний (память 22 февраля), Домнина (память 1 марта). Святой Марон основал множество обителей в Кирской области. Точная дата кончины преподобного неизвестна, но он отошел ко Господу до 429 года.
12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
День памяти 12 греческих мастеров, которые строили и украшали Успенскую церковь Киево-Печерской Лавры.
Соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры, заложенный прпп. Антонием и Феодосием в 1073 году, 15 лет возводился греческими зодчими и иконописцами.
Великолепная церковь Лаврская устроена была волею и Промыслом Самого Господа Бога по молитвам первоначальников Печерской обители преподобного Антония и Феодосия.
Один из потомков варяжского князя Африкана по имени Шимон, изгнанный своими родичами из родной земли, пришел в Россию к благоверному князю Ярославу, который с почетом принял его и поместил у своего сына Всеволода. Этот Шимон вскоре вошел в доверие Всеволода и пользовался большим влиянием. В княжение Изяслава Ярославича в Киеве, пришли на русскую землю половцы. Против них выступили три князя, Изяслав, Святослав и Всеволод с Шимоном.
Собираясь в поход, Шимон зашел к преподобному Антонию за благословением на брань. Старец откровенно предсказал ожидавшую их погибель.
«Ты же, — сказал блаженный старец, — будешь спасен и положен здесь в церкви, которая здесь создастся». И когда Шимон лежал на поле, раненный, то увидел великую церковь и возопил: «Господи, избави меня от горькой смерти молитвами Пречистой Твоей Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских!»
И тут какая-то невидимая сила исторгла его из среды мертвых, он исцелился от ран и благополучно возвратился в Киев.
Пришедши к преподобному Антонию и рассказав о случившемся, он еще прибавил:
«Отец мой Африкан сделал крест, величиною с десять локтей, с изображением Распятаго на нем Спасителя. И в знак особого почитания этой святыни он возложил на чресла Распятаго пояс с пятьюдесятью гривнами золота, а на главу Его золотой венец. Когда я, изгнанный моими родными из дому, уходил в Россию, то взял с собою с креста этот пояс и венец; при этом я слышал голос: «Не возлагай, человек, этого венца на голову Мою, но неси, на приготовленное место, где преподобным созидается церковь Матери Моей, дай ему в руки, чтобы он повесил над жертвенником Моим». В трепете я упал на землю и лежал как мертвый. Потом, во время моего путешествия по морю, однажды поднялась на море большая буря, так что все мы уже готовились к смерти. Тогда я, вспомнив о поясе и о таинственном голосе, возопил: «Господи, прости меня, я погибаю из-за пояса, который взял с Твоего святого изображения на кресте». Вдруг я увидел высоко в небе церковь и думал: «Какая это церковь? — и слышу голос свыше: «Та, которая созидается преподобным во имя Божией Матери, и размеры ее определить тем золотым поясом: 20 поясов в ширину, 30 — в длину и 50 — в вышину, и в ней ты будешь положен». После этого море вдруг утихло». Рассказав все это, Шимон прибавил: «Доселе, отче, я не знал, где созидается показанная мне церковь, пока не услыхал из твоих честных уст, что я буду положен здесь, в церкви, которая созидается, — и при этом подал пояс преподобному со словами, — вот мера основания церкви той». Затем, отдавая венец, сказал: «Пусть этот венец будет повешен над святым жертвенником». Старец прославил Бога и сказал: «Чадо, с этих пор пусть не будет тебе имя Шимон, но Симон».
В Киево-Печерский патерик включен рассказ зодчих о том, как Сама Пресвятая Богородица повелела им возвести церковь.
Через несколько лет после того, как Симон вручил преподобным пояс и венец, пришли в Царьград четверо очень богатых церковных зодчих к преподобным Антонию и Феодосию и сказали: «Где хотите начать строить церковь?» Преподобные отвечали: «Где Господь укажет это место». Мастера заметили: «Чудная вещь, вы узнали время своей смерти, а доселе не назначили места для своей церкви, дав нам на работу столько золота». Тогда преподобные, в присутствии всей братии обители просили греков пояснить, что значат слова их. Те рассказали следующее:
«Однажды рано, при восходе солнца, к каждому из нас в доме пришли благообразные юноши, говоря: «3овет вас Царица во Влахерну». И мы, собравши всех своих родственников и друзей, пришли во Влахерну одновременно все и при этом из расспросов узнали, что одни и те же юноши одинаковыми словами звали каждого из нас. Вдруг мы увидели Царицу и множество воинов вокруг Нее — и поклонились Ей.
И Она сказала: «Хочу Себе воздвигнуть церковь в России, в Киеве. Повелеваю вам взять золота на три года и идти строить ее». При этом Она указала нам идти к преподобным Антонию и Феодосию, прибавив, что Антоний, благословивши начало постройки, отойдет в вечность, а Феодосий пойдет за ним на второй год. Отправляя нас, Царица вручила нам мощи семи святых мучеников — Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, чтобы мы положили их в основание церкви. О размерах сей церкви Царица заметила: «Для меры послала Я пояс Сына Моего, по Его же повелению, но выйдите на открытое место и увидите размеры ее». Вышедши из церкви, мы увидели церковь на воздухе и, вернувшись, поклонились Царице и спросили: «Госпоже, в чье имя будет церковь?» Она сказала: «Хочу назвать ее в Мое имя». При этом Она дала нам эту святую икону, говоря: «Она будет наместницею». Отправляя нас, Царица обещала наградить нас за это дело и дать то, чего око не видело, и ухо не слышало, что не взошло и на сердце человека».
Мы же сказали: «Зачем же, госпожа, на три года золота нам даешь? Им и прикажи о нас, – что нам есть и что пить; а подаришь нас, чем сама знаешь».
Царица же сказала: «Этот Антоний только благословит, и отойдет из этого света в вечный покой; а этот, Феодосий, через два года после него отойдет. Итак, берите золота до избытка. А что до того, чтобы почтить вас, то никто не может так, как Я: дам вам, чего и ухо не слыхало, и глаз не видал, и что на сердце человеку не входило. Я сама приду видеть церковь и в ней жить буду». Дала Она нам также мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Ареофы, Иакова, Феодора, и сказала: это положите в основание».
Мы взяли золота больше, чем нам нужно было, и Она сказала: «Выйдите на двор, посмотрите величину церкви». Мы вышли и увидели церковь на воздухе. Вошедши опять к Царице, мы поклонились и сказали: «Госпожа Царица, какое имя церкви?» Она же сказала: «Я хочу назвать ее своим именем». Мы не смели спросить, как Ея имя, а Она сказала опять: «Богородицына будет церковь». И, давши нам эту икону, сказала: «Она будет в ней наместной». Мы поклонились Ей и пошли в дома свои, неся с собой икону, полученную из рук Царицы».
Выслушав этот рассказ, все иноки прославили Бога и Пречистую Богоматерь. При этом преподобный Антоний сказал этим зодчим, что никто из нас не приходил никогда к вам, на что зодчие отвечали:
«Царицыно золото мы получили от вас при многочисленных свидетелях и через месяц по получении отправились мы в путь и ныне десятый день, как мы вышли из Царьграда».
После этого преподобный Антоний разъяснил, что на все это воля Божия, что давшие им золото были Ангелы Божии, а Царица во Влахерне — Сама Пречистая Матерь Божия. Относительно же сходства нашего с вручившими вам золото один Бог знает. Когда же греки вторично спросили о месте, на котором им предстоит строить церковь, преподобный Антоний сказал:
«Мы проведем три дня в молитве, и Господь покажет нам». Во время молитвы преподобному Антонию явился Ангел Божий и сказал: «Ты обрел благодать предо Мною». Преподобный со смирением заметил: «Господи, если я обрел благодать пред Тобою, то пусть будет завтра на всей земле роса, а на месте, которое Ты благоволишь освятить, пусть будет сухо». На другой день нашли то место, где теперь церковь, сухим, а вокруг была роса. На другую ночь преподобный Антоний молитвенно возопил: «Господи, да будет по всей земле сухо, а на месте святом роса!».
Так и оказалось, таким образом, Сам Господь указал место для новой церкви.
Вся братия собралась вокруг места, назначенного для церкви, и преподобный Антоний размерив ширину и длину храма поясом, принесенным Симоном, благословил это место и, подняв руки, громким голосом сказал: «Услышь о, Господи, услыши мене днесь огнем, да разумеют вси, яко Ты еси, хотяй сего», и упал огонь с неба и пожег весь хворост и терние и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву, на отмеренном месте. Все присутствующие пали от страха как мертвые. На сем месте преподобными отцами Печерскими Антонием и Феодосием основана каменная церковь Лаврская во имя Успения Божией Матери в 1073 году. В основание церкви положены были честные мощи поименованных выше святых мучеников, данные строителям во Влахернском храме.
Согласно определению Царицы Небесной, преподобный Антоний через некоторое время, в самый год основания церкви, мирно скончался, а преподобный Феодосий усердно заботился о построении храма и через год, когда уже стены церкви подняты были над фундаментом, также мирно почил. Церковь была окончена постройкой в третий год игуменства св. Стефана (1074—1094 гг.), преемника преподобного Феодосия.
По прошествии десяти лет с того времени, как волею и силою Пречистой Матери ей присланы были из Константинополя строители церкви Печерской, пришли к игумену Печерскому Никону (1088 г.) из того же Константинополя иконописцы и обратились к игумену с такой удивительной речью:
«Покажи нам тех, которые уговаривались с нами относительно иконописного украшения церкви. Хотим мы с ними сосчитаться, так как при уговоре они нам показали маленький храм для иконописного украшения, а эта церковь очень велика. Или иначе возьмите от нас данное нам при уговоре золото и мы возвратимся в Царьград».
Выслушав эту непонятную речь иконописцев, игумен спросил:
«А каковы на вид были уговаривавшиеся с вами?» Иконописцы, указав черты внешнего вида и лиц их, прибавили, что один из уговаривавшихся назывался Антонием, а другой — Феодосием. Тогда игумен кротко отвечал им: «О, дети, невозможно вам показать этих лиц, так как уже более десяти лет прошло с тех пор, как они отошли к Богу и ныне непрестанно молятся о нас, охраняя эту церковь, оберегая свой монастырь и заботясь о подвизающихся в нем».
Ужаснулись такому ответу иконописцы. Они привели многих свидетелей, в присутствии коих происходил уговор, и сказали игумену:
«В присутствии этих людей названные нами иноки договаривались с нами и в их присутствии мы получили золото из рук иноков, а ты не хочешь нам их показать. Если они уже скончались, покажи нам их образ, чтобы мы и свидетели могли видеть, те ли это были».
Тогда игумен пред всеми вынес образ преподобных Антония и Феодосия Печерских. При виде образа, иконописцы и свидетели поклонились до земли и сказали: «Это воистину были они, и мы веруем, что они живы и по смерти, и могут помогать и защищать обращающихся к ним». При этом свидетели-купцы греческие, принесли в дар краски, привезенные ими для продажи. А иконописцы, раскаявшись в своих грехах, вот что рассказали о своем прибытии:
«Когда мы приплыли на лодке к г. Каневу, то издали на возвышении увидали обширную церковь и спросили тут бывших людей: «Какая это церковь?» Те нам отвечали: «Печерская, которую вы имеете украсить». Мы, недовольные тем, что церковь так велика, решили немедленно плыть назад, вниз по реке.
Наступившей ночью поднялась страшная буря, и лодка наша плыла вверх по реке, против течения, как бы некоею постороннею силою увлекаемая, — по утру мы очутились у Триполя. Страх напал на нас, и мы весь день размышляли, что это значит, что за одну ночь, не гребя, проехали мы такой путь, который обыкновенно проходится за три дня. В следующую ночь мы снова увидели эту церковь и в ней наместную икону Пресвятой Богородицы, Которая нам сказала:
«Зачем вы, люди, напрасно противитесь воле Сына Моего и Моей? Если ослушаетесь Меня и поплывете вниз, — Я возьму вас и поставлю у церкви Моей, и знайте, что вы не выйдете оттуда, но, постригшись там в монастыре, окончите свою жизнь, — и Я вам дам милость Мою в будущей жизни, по молитвам этих строителей Антония и Феодосия».
Встав по утру, мы все-таки поплыли вниз, но при всех наших усилиях лодка не только не двигалась вниз, а напротив, плыла вверх против течения, наперекор нам. После долгих и тщетных усилий, мы, наконец, образумились и покорились воле Божией, и очень скоро лодка наша очутилась у стен монастыря».
Когда иконописцы окончили свой рассказ, то все слышавшие и присутствовавшие здесь прославили Господа Бога и Пречистую Его Матерь и преподобных Антония и Феодосия.
Иконописцы принялись за дело украшения и росписи святой церкви и Сам Господь дивными знамениями и чудесами помогал им.
Когда иконописцы красками расписывали алтарь в этой Богозданной церкви, то чудесною силою изобразился в алтаре дивный образ Матери Божией. Чудо это совершилось на виду у всех. Иконописцы в это время все вместе находились у алтаря, занимаясь своим делом, в числе их был в учении и один из Печерских подвижников, преподобный Алипий (память 17 августа). Вдруг на стене явился чудный образ Богоматери. И когда все здесь присутствовавшие устремили на явленный образ свои удивленные взоры, то вдруг образ этот засиял необычайным светом, ярче солнца, так что смотреть на него нельзя было, и видевшие это чудо пали ниц. Когда, поднявшись, иконописцы стали опять всматриваться в этот дивный образ, то из уст изображенной на нем Матери Божией вылетел белый голубь и полетел к иконе Спасителя и за иконой скрылся. Затем этот голубь вылетел из уст Спасителя и летал по церкви, подлетая к каждой иконе святых и садясь одному на руку, другому на голову, и потом залетел за икону Матери Божией. Иконописцы хотели поймать голубя, приставили лестницу, но, поднявшись по ней, ничего не нашли за иконою и затем, обыскав всю церковь, нигде голубя не нашли.
Все стояли с устремленными взорами на икону, чудесно явившуюся в алтаре, и вдруг снова голубь вылетел из уст Матери Божией и полетел к образу Спасителя. Стоявшие внизу люди с криком: «Ловите его», — обратились к мастерам, работавшим наверху, те распростертыми руками окружили голубя, чтобы Его поймать, а Он снова влетел в уста Спасителя, и яркий свет опять осиял иконы, и бывшие здесь мастера пали ниц и поклонились Господу с душевной благодарностью, что сподобились видеть действие Пресвятого Духа, пребывающего в Печерской церкви.
Окончив украшение храма иконами и живописью, иконописцы остались жить в Печерской Лавре, упражняясь в молитве и украшая себя подвигами и добродетельной жизнью. Приняв иноческое пострижение, они и скончались в обители в глубокой старости. Так исполнилось предсказание, которое слышали блаженные иконописцы от пречистой иконы Богоматери, Которая им сказала:
«Не уйдете оттуда, но, постригшись там, окончите свою жизнь».
Греческие мастера — и зодчие, и иконописцы, — потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещере преподобного Антония, где до сих пор лежат нетленными. Они положены в особом затворе (пещере) рядом, один подле другого, между нетленно почивающими мощами преподобных Авраамия-затворника и Исаакия. Вероятно, память их положена 14 февраля как день, посвященный преподобному Исаакию, почивающему близ сих праведных создателей.
Преподобного Исаакия, затворника Печерского
В честь святого Исаакия. Жил в затворе в Антониевой пещере. Умер ок. 1090 года.
Жизнь преподобного Исаакия, Печерского затворника, служит примером и доказательством того, что человеку невозможно избежать искушений, но что и, с другой стороны, не может быть такого искушения, которого бы не вынесли силы человеческие, укрепляемые благодатию Божиею. Человек, искушенный напастями врага, просвещается пред Богом своими добрыми делами, как яркое дневное светило.
Преподобный Исаакий был в миру богатый купец торопецкий (Торопец – ныне уездный город Псковской губернии). С юности у него уже замечалось стремление к иночеству. Когда же настала удобная пора, он, раздав имение свое нищим, пришел к преподобному Антонию Печерскому и просил принят его в число иноков. Преподобный Антоний принял его, облек в одежды чернеца и назвал Исаакием. И вот Исаакий, возлюбив иноческие подвиги, начал вести самую строгую жизнь. Он затворился в одной тесной пещере, размер которой равнялся всего 4 локтям, и там со слезами молился Богу. Пищею для Исаакия была просфора, которую он употреблял только через день; жажду свою он утолял водою, и то лишь в небольшом количестве. И просфору, и воду приносил ему преподобный Антоний, подавая чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука. Преподобный Исаакий, кроме того, никогда не ложился на одре, но сидя подкреплял свои ослабевшие силы кратковременным сном. Так прожил он семь лет, ни разу не выходя из своей тесной кельи.
Однажды сидел он, отдыхая, при наступлении вечера, свеча в его келье уже погасла. И вот внезапно пещеру озарил яркий свет; к преподобному подходят два демона, принявшие вид прекрасных юношей, и говорят ему:
— Исаакий! Мы ангелы, и вот грядет к тебе Христос с небесными силами.
Поднявшись, Исаакий увидел множество молодых юношей, светлых, как ангелы. Бесы снова сказали Исаакию, указывая на одного из своего числа:
— Вот грядет Христос. Поклонись ему.
Не поняв бесовской хитрости и забыв себя оградить знамением креста, преподобный Исаакий поклонился указанному бесу, как бы Христу. Тогда бесы подняли крик: «Исаакий! Ты теперь наш!» Затем они сели около него. Вся келья наполнилась бесами. Один из них, мнимый Христос, сказал: «Возьмите гусли, тимпаны, бубны и играйте на них, Исаакий же пусть попляшет пред нами». Бесы исполнили его приказание. Исаакий был увлечен ими в танец, продолжавшийся долгое время. Надругавшись над подвижником и оставив его едва живым, бесы исчезли.
На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошел к келье Исаакия и сотворил, по обыкновению, молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был еще жив. Преподобный Феодосий, бывший тогда игуменом Киево-Печерской обители сказал: «Поистине, это дело бесов».
За Исаакием начал ходить преподобный Антоний, а когда он удалился к черниговскому князю Святославу, то ухаживать за больным Исаакием решил преподобный Феодосий. Исаакий был совершенно расслаблен: он не мог ни встать, ни сесть, а лежал постоянно на одном боку. Сам преподобный Феодосий омывал и оправлял его и служил ему таким образом два года.
Феодосий непрестанно молился за Исаакия, и на третьем году болезни последний начал говорить, слышать и даже ходить.
Оправившись совершенно, преподобный Исаакий решил оставить затворничество и трудиться в монастыре. Он облекся в власяницу и толстую грубую верхнюю одежду, помогал поварам, работал за братию. Это было уже при игумене Стефане. Не желая славы от людей, Исаакий начал даже юродствовать, часто оскорблял игумена и братию, так что не раз был и бит ими. Поселившись снова в пещере, где он жил раньше в затворе, Исаакий стал собирать к себе детей и облекать их в иноческое одеяние, за что не раз получал побои от родителей этих детей. Но он все претерпевал с радостью — и побои, и наготу, и холод.
Бесы больше уже не осмеливались нападать на Исаакия, так как они потеряли всякую власть над ним. Когда они являлись к нему, то он насмешливо встречал их, говорил им, что не боится их, так как надеется на силу Господа Иисуса Христа и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия. При сем он обыкновенно знаменовал себя крестным знамением и прогонял их. Иногда бесы хотели навести на него страх, являлись к нему в большом количестве и говорили: «Разрушим твою пещеру и погребем тебя под развалинами». На сие преподобный Исаакий обыкновенно отвечал:
— Если бы вы были людьми, то ходили бы днем, но вы сыны тьмы, посему и ходите во тьме.
При сем он осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Иногда они хотели устрашить его другим способом. Они являлись ему в образе медведя или других хищных зверей, приползали ему в образе змей, мышей и других гадов; но, не будучи в состоянии что-нибудь сделать, говорили ему:
— Победил ты нас, Исаакий!
Он же отвечал им:
— И вы некогда победили меня, явившись в образе Иисуса Христа и Его ангелов, не будучи достойны такого образа. Теперь же я вас побеждаю, ибо вы являетесь в своем подлинном виде – в образе зверей, скотов и гадов, каковы все вы и на самом деле…
С тех пор бесы более уже не тревожили Исаакия, так что он уже мог свободно предаться подвигам благочестия. Последние годы своей жизни он вел жизнь самую суровую, усилил пост и воздержание, непрестанно горел духом своим, возносился всем своим существом к Богу. После своего выздоровления провел таким образом в пещере 20 лет. Но вот наступило время его блаженной кончины. Из пещеры Исаакия перенесли в монастырь; здесь на восьмой день своей болезни он и скончался. Это было в XII веке (около 1190 г.).
Игумен с братией погребли его с честью в пещере, где покоились и другие святые отцы. Мощи Исаакия открыто почивают и по настоящее время в пещерах преподобного Антония. Так сей доблестный воин Христов, сперва побежденный диаволом, потом сам победил этого врага рода человеческого и получил царствие небесное.
Преподобного Авксентия Вифинского
День памяти святого Авксентия. Служил при дворе императора Феодосия Младшего. Затем стал отшельником в Вифинии, на горе Оксия. Имел дар исцеления больных. Умер около 470 года.
Святой Авксентий по происхождению был персом, но родился в Сирии, куда его отец бежал от преследований Шапура II. При Феодосии Младшем, который правил с 408 по 450 год, Авксентий обосновался в Константинополе и получил место в императорской гвардии. Правитель ценил его, окружающие уважали за благочестие и нравственную чистоту. Он дружил с людьми, которые прославились добродетелями и духовными подвигами: со святым Маркианом, впоследствии экономом Великой церкви (память 10 января), с Анфимием и Ситтой. С ними он проводил дни в посте и молитве, а ночи – в святом бдении и слезах. Когда это было возможно, они ходили в церковь святой Ирины, построенной заботами Маркиана, чтобы участвовать во всенощных бдениях. Часто они бывали и в квартале Эвдомон, чтобы слушать поучения знаменитого столпника Иоанна.
Святость жизни Авксентия и чудеса, им совершенные, сделали его знаменитым. Дабы избежать пустой славы, он оставил мирскую суету и даже друзей; покинул императорскую армию, чтобы встать в ряды воинства ангельского. Удалившись на гору Оксия, неподалеку от Халкидона, он стал жить в полной безвестности, облачившись в шкуру, подобно святому Иоанну Крестителю. Однако вскоре его обнаружили дети, которым он чудесным образом помог найти потерянное стадо. Чтобы выразить свою благодарность, родители пастушков построили подвижнику келью на вершине горы. Авксентий тут же поставил снаружи узкую клетку, куда стал запираться, чтобы предаваться молитве без какого-либо удобства для тела.
С каждым днем у порога кельи становилось все больше посетителей, стремившихся услышать душеполезное поучение или получить исцеление от болезней. Авксентий общался с ними только в определенные часы через небольшое окошко. Разговор с посетителями он начинал, заставляя их воздать хвалу Богу. В остальное время он просил пришедших слушать снаружи молитвы, произносимые внутри кельи.
Преуспев в ежедневной брани с бесами, подвижник получил дар изгонять их из одержимых, которые приходили в надежде на силу его молитв. Однажды он три дня сражался, чтобы освободить молодую девушку, в которую бес вселился в наказание за неверие ее отца. В другой раз он излечил слепую женщину из Никомидии, дотронувшись до ее глаз со словами: «Да исцелит тебя Христос – истинный свет!» Множество чудес совершил Бог по молитве Своего слуги.
Через десять лет император Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский Собор для осуждения ереси Евтихия (451). Он повелел знаменитому отшельнику присоединиться к святым отцам для обсуждения вероучительных вопросов. Авксентий из смирения отказался, ответив, что догматические вопросы входят в компетенцию епископов, а не монахов. Поскольку он не пошел за посланниками императора, те усомнились в его православии и послали рабочих силой открыть его клетку. Тем, однако, ничего не удалось сделать. Святой попросил их помолиться. Он сам перекрестился, трижды сказал: «Благословен Бог!» – клетка открылась сама, и он последовал за ними. Тело святого Авксентия было настолько истощено суровыми подвигами, что пришлось везти его на повозке. По дороге он исцелил многих одержимых.
Когда они прибыли в Филийский монастырь, Авксентия заперли в келье на замок, словно преступника. Оттуда его перевезли в Руфинианский монастырь (неподалеку от Халкидона), где игуменом был святой Ипатий (память 17 июня). Монахи обители встретили подвижника с великой радостью. Затем император с почетом принял святого в Эвдомонском дворце и заставил присоединиться к Халкидонскому Собору.
Авксентий не знал, зачем, собственно, созывался Собор, но обещал поддержать его решения, если они ни в чем не будут противоречить вероисповеданию отцов Никейского Собора. Он заявил, что в них должно быть правильно провозглашено таинство Воплощения Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, и Пресвятой Приснодевы Матери Божией. Услышав это, обрадованный император поцеловал его голову и с почтением направил в Великую церковь, где патриарх зачитал ему решения Собора. Святой всем сердцем принял их, возблагодарил Бога и опять отправился в Руфинианский монастырь.
Оттуда он не вернулся на Оксию, а поселился на еще более дикой и отдаленной горе Скопа. Впоследствии она получила название горы святого Авксентия и стала знаменитым центром византийского монашества. Ученики соорудили ему новую клетку из металлических пластин. В ней было сделано оконце для общения с посетителями, которые сразу же стали приходить к подвижнику. Демоны, страшась силы его молитвы, тоже собирались там во множестве и мешали святому стуком в окно, желая, чтобы он замолчал. Блаженный без страха давал им отпор крестным знамением, день ото дня сияя все ярче, словно светильник на вершине горы.
К келье святого приходили посетители из Руфинианского монастыря и из более отдаленных мест. Святой Авксентий обычно заставлял их петь краткие гимны собственного сочинения, которые сочетали поэтическую красоту с пользой для души. Часто он до вечера увещевал слушателей радеть о добродетелях и отказаться от бесплодных плотских наслаждений. При наступлении ночи после скромного угощения Авксентий отпускал их с миром. Паломников, которые желали стать монахами под его руководством, он не принимал к себе с первого раза. Святой давал им власяницу или шкуру, подобную той, которую носил сам, со словами: «Иди, брат, туда, куда направит тебя Господь». Остальным верующим он советовал бодрствовать в ночь накануне воскресенья, отказываться от дел насущных не только в день Господень в честь Воскресения, но также проводить в молитве и посте пятницу в воспоминание о животворящих Страстях Христовых.
Однажды в субботу, открыв окошко, он возвестил собравшимся о кончине светоча Церкви – святого Симеона Столпника (память 1 сентября). Ученики заметили день и час и впоследствии смогли убедиться, что знаменитый столпник действительно умер в это время неподалеку от Антиохии.
Одна благочестивая женщина из окружения императрицы Пульхерии часто приходила к подвижнику, уговаривая облачить ее в схиму. Авксентий наконец подчинился воле Божией и указал ей место у подножия горы, чтобы там она подвизалась в аскезе. К ней сразу присоединились женщины из разных сословий, число их достигло 70. Святой понял, что необходимо построить для них церковь. Возник монастырь Трихинария – название это, возможно, связано с грубой одеждой, которую они стали носить по настоянию Авксентия. Каждую пятницу и каждое воскресенье они приходили к нему слушать наставления о неустанных битвах ради чистоты не только телесной, но, прежде всего, душевной. Несмотря на старость и телесную немощь, он сам часто приходил к ним и, словно юноша, ловко спускался по крутой дорожке, ведущей к монастырю.
Как-то в очередной раз подвижник отправился в обитель посмотреть, как продвигалось строительство новых зданий. По дороге он вознес к небу пламенную молитву, благословляя общину, а на обратном пути заболел. И эта болезнь через несколько дней, 14 февраля 470 года, унесла его в небесное отечество.
На его похороны собралось множество людей из городов и пустынь. Монахи Руфинианской обители хотели взять себе его бесценные мощи, но все же они остались у его духовных дочерей.
Благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его мученика Феодора, чудотворцев
Праздник в честь князя Михаила Черниговского (Всеволодовича) и его боярина Феодора. Приняли мученическую смерть за христианскую веру по приказу хана Батыя в 1246 году.
Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским.
В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.
Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.
Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.
С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.
Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу.
Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.
Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.
В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.
Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал:
«Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари».
Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила:
«Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам».
Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35 — 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.
Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.
14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.
Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.
«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид.
Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).