В Воскресенье 24 мая 2020 года отмечается сразу 5 православных церковных праздников. Наш список расскажет о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Церковные православные праздники 24 мая 2020
Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
День чествования братьев Мефодия (815-885) и Константина (827-869; монашеское имя — Кирилл). Создатели славянской азбуки и авторы перевода священно-богослужебных книг. Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии.
Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского
День памяти митрополита Астраханского. Погиб мученической смертью в 1672 году во время восстания горожан. К лику святых причислен в 1918 году.
Святителя Никодима, архиепископа Сербского
Церковь чествует игумена Хилендарского монастыря, архиепископа Сербского. Жил до 1325 года. Прославился переводом на славянский язык и вводом в Сербии в употребление Типикона (Устава) святого Саввы Освященного Иерусалимского.
Преподобного Софрония Печерского, затворника
День памяти святого Софрония. Жил в XIII веке, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
День ангела 24 мая
По церковному православному календарю 24 мая отмечается 6 мужских именин. Перечень именин поможет в выборе имени для мальчика, рожденного в этот день.
Мужчины
- Александр от древнегреческого имени Александрос: алекс — «защищать» и андрос — «мужчина», «человек»
- Иосиф от древнееврейского имени Йосеф — «Яхве воздаст»
- Кирилл от древнегреческого имени Кюриллос, происходящее от слова кюриос — «владыка, повелитель, господин, Господь» в переводе с персидского языка — «солнце»
- Константин от латинского слова constans — «постоянный», «стойкий»
- Михаил от древнееврейского имени Михаэль — «равный, подобный Богу», «испрошенный у Бога»
- Ростислав в переводе с древнерусского — «растущая слава», «тот, чья слава растет»
Традиции, ритуалы, обычаи в день Мокия Мокрого 24 мая
24 мая (11 мая по старому календарю) – Мокий Мокрый, Мокеев день, мокрый день.
Согласно церковному календарю, в эту дату все верующие православные вспоминают священномученика Мокия Амфипольского.
В народе, по традиции народного календаря, отмечают Мокия Мокрого, поскольку по сегодняшней погоде предсказывали погоду летом, – будет она мокрой, или нет.
Крестьяне обычно в Мокеев день не выходили на полевые работы, так как бытовала в народе примета, что если нарушить этот запрет, то тогда все посеянное может побить градом.
По этой же причине 24 мая на Мокия принято было выбрасывать помело через окошко, чтобы град поскорее закончился и не нанес большой беды огородам и полям.
На Мокия Мокрого крестьяне обращались к богу-громовержцу Перуну, который швырял с неба камни – градинки. Его старались любым способом задобрить – выносили на поле буханку хлеба, посыпали ее солью, а после ломали на куски, раскидывая повсюду, чтобы птицы склевали.
По народному поверью, Перун посмотрит, что его небесные посланники сыты и довольны, и перестанет злиться и метать камушки. После крестьяне обходили с иконами в руках свои поля и шли в храмы, чтобы помолиться за посевы.
Женщины в этот день вывешивали на улицу полотенца, а после ощупывали их и определяли, какое лето будет: если мокрый рушник, – влажное и богатое на дожди, сухой, – знойное.
Согласно поверью, 24 мая в Мокеев день начинают просыпаться русалки. Этих темных созданий очень боялись, так как они могли защекотать понравившегося парня и забрать его с собой в подводное царство.
Там он становился супругом русалки, которая окружала его богатством и заботой, постепенно отнимая память, чтобы он не помнил о своей земной жизни.
Поэтому, перед тем, как идти сегодня к реке, брали пучок «окаянной травы» – полыни, которую русалки очень не любят, бросали в воду и только тогда шли купаться. Иначе от этой нечисти не избавиться.
Девицы этот день проводили в плетении венков, которые пускали по воде, чтобы русалка подобрала и могла в нем веселиться ночью.
Знахари на Мокия собирали дождевую воду и лечили ею от разных болезней, проводя ритуалы, обряды и читая заговоры.
Ритуал от насморка 24 мая брали небольшой кусок материи и утирали им нос заболевшему. После смачивали ее в дождевой воде, приговаривая заговорные слова:
«Пусть в землю уйдет мокрота, а в моем носу – сухота. Небесной водой утрусь, от мокроты в носу избавлюсь. Аминь».
После материю закапывали под сухим деревом и заливали дождевой водой.