Достоверно из жизни преподобномученика Андрея Критского известно очень мало. Появился на свет в сирийском городе Дамаск. Относительно даты, ее определяют только приблизительно – в средине VII века.
Кто такой Андрей Критский
До семи лет Андрей был немой и совсем не говорил, но в итоге причащения Святых Христовых Таинств, Всевышний излечил его. Такое чудо оставило свой след в памяти ребенка и большое впечатление, которое послужило тому, что его вера укрепилась, и он сделал свой выбор жизненного пути.
Когда Андрею было 15 лет, он решил отдалиться от суеты мирской и стать поближе к Господу, потому отправился в Иерусалим, в монастырь Святого Саввы Освященного. Тут, кроме труда, который был связан с послушанием и молитвой, он начал детально изучать Священное Писание и произведения отцов Церкви.
Андрей проявил себя со стороны ревностного подвижника, на протяжении некоторого времени занимал должность письмоводителя при дворе Феодора, который был руководителем Иерусалимской Патриархии. Несмотря на должность, он никогда не забывал заботиться о своем спасении и вести жизнь подвижника.
Одним из самых важных моментов в его жизни считается участие в работе VI Вселенского Собора, который созвали для того, чтобы иметь возможность противостоять ереси монофелитов. После того, как он снова вернулся в Иерусалим, привез с собой список соборных определений.
В скором времени Андрея посвятили в диаконы Софийской церкви. Предание гласит, что на протяжении определенного времени отец Андрей был попечителем о сиротах при Софийской церкви.
Житие Андрея Критского в Иерусалиме
Слава о подвигах Андрея, его красноречие и милосердие, помогли стать архиепископом Критским. Во время работы в данной должности, Андрей отдавал много времени и сил, чтобы отстоять чистое имя православной церкви. По его инициативе и личной помощи были построены новые храмы и приюты.
Святого все знали в качестве великого молитвенника. Говорят, что как-то раз после его молитвы был спасен город Друмеоса от сарацинов, которые на него нападали. Так, как у них ничего не вышло, пришлось с позором отступать. Во время сильной засухи, которая могла обернуться неурожаем, благодаря его молитве с неба хлынул дождь.
Предание гласит, что Андрей прожил много лет. Когда возраст уже был солидный, ему нужно было отправиться в Константинополь. Во время обратного пути он подхватил какое-то заболевание и скончался. Некоторые источники гласят, что сам святой видел свою кончину задолго до произошедшего.
Канон Андрея Критского, и чем он известен
Канон состоит из 250 песен, которые принято называть тропарями. Каждый имеет одинаковое окончание из Псаломов «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В Каноне рассказано о раскаянии христиан за свои грехи.
Текст поведает о событиях из Ветхого завета, начиная от грехов, которые содеяли Адам и Ева, до рождения Иисуса Христа. Главной точкой в каноне считается расставание с Иисусом, после чего наступает тоска. Рассказано о понимании того, как человек беззащитен пред Всевышним. На таком трудном пути только искренняя молитва способна направить человека на верующий путь.
Канон имеет достаточно сложное содержание и огромные масштабы. Оригинальный текст был написан на греческом языке, но для того, чтобы он стал доступным жителям всего мира, было принято решение перевести на церковнославянский язык. Сейчас в храмах озвучивается именно такая версия.
Во время чтения поющий совершает много поклонов к земле. Поэтому, даже тому, кто наизусть будет знать текст, физически трудно его читать. Основной смысл, который хотел донести автор, состоит в важности и силе духовного труда.
Как правильно читать Канон Андрея Критского
Читают Канон в церквях в первые три дня Великого поста. В этом году чтение происходило с 3 по 5 марта включительно. Данный период времени принято называть павечерницей.
Писание поделено на несколько частей, каждая из которых имеет свою последовательность во время чтения. Только вечером на пятой неделе поста в четверг будет прочитан весь текст. При чтении каждого стиха верующие должны троекратный поклон. Так, на весь Канон приходится 798 поклонов.
Православные народы не раз обращались к Канону во времена огромных бед. Современный церковный устав советует читать Канон в качестве одного из этапов подготовки христиан к Великому посту. Церковь на это время призывает прихожан не совершать грехи.