Модные на Западе методики оценки эффективности работы бизнес-персонала не всегда применимы в России. Министерство просвещения РФ высказывается против применения KPI (ключевых показателей эффективности) для оценки работы учителей. В России ведется разработка собственных современных критериев оценки эффективности педагогического труда.
Какие качества присущи плохому и хорошему учителю
KPI представляет собой систему оценки эффективности выполнения работы, которая основана на качественных характеристиках этой деятельности. По мнению российских чиновников из Министерства просвещения, нельзя применять такие методики по отношению к учителям: некорректно оценивать работу педагога по результатам сдачи ЕГЭ его учениками.
Психологи выделяют характерные качества плохого и хорошего учителя. К плохим относятся:
- безответственное отношение к работе;
- безразличие к детям и своему предмету;
- лень;
- отсутствие саморазвития и самосовершенствования;
- формализм;
- плохая профессиональная подготовка;
- нелюбовь к учащимся.
Хороший учитель отличается такими чертами:
- компетентностью;
- профессионализмом, знанием предмета;
- любовью и уважением к детям;
- педагогическим талантом;
- мобильностью и гибкостью;
- доброжелательностью и чувством юмора.
Главным в оценке труда учителя специалисты считают выявление проблем, возникающих в учебном процессе и их устранение, повышение статуса учителя, от чего зависит качество воспитательной и учебной работы.
Что такое эффективный контракт с учителем
Для реальной оценки работы учителя разработан особый документ – эффективный контракт, который является усовершенствованной формой трудового договора. Он содержит:
- конкретные служебные обязанности учителя;
- меры социальной поддержки;
- условия вознаграждения за работу;
- критерии оценки эффективности;
- понятие стимулирующих выплат.
В соответствии с государственной программой «Развитие образования», такой контракт необходимо заключить со всеми учителями, работающими в государственных школах.
Эффективный контракт заключается для достижения таких целей:
- улучшить качество образования;
- увеличить оплату труда учителя;
- сделать минимальными переработки;
- повысить престиж профессии и привлечь молодежь.
В контракт должны включаться простые и понятные критерии оценки работы – количественные и качественные. Показатели эффективности нужно разработать и утвердить на законодательном уровне. Все педагоги перед заключением такого контакта должны быть ознакомлены с этими критериями.