Совсем недавно весь мир, затаив дыхание, наблюдал за ситуацией в сирийской провинции Идлиб. Еще бы – там столкнулись интересы Турции, пытающейся набрать влияние на Ближнем Востоке, и России, уже имеющей это влияние. Некоторые особо экспрессивные политологи пугали чуть ли не Третьей мировой войной, намекая на вступление в конфликт НАТО во главе с США. Однако турецкий лидер Эрдоган в итоге поступил как реалист, заключив очередное соглашение.
Зачем Турции Идлиб
Идлиб – провинция на северо-востоке Сирии. Это область является источником так называемой «сирийской оппозиции», начавшей вооруженные выступления против законного президента Асада еще в 2012-м году. С тех пор в Идлибе многое изменилось, первых «революционеров» уже давно сменили самые настоящие исламские радикалы-террористы, но Турция, дистанцируясь на словах от самого радикального крыла, на самом деле продолжает их поддерживать. Правда Анкара заявляет, что она не финансирует и не снабжает ультра-террористов, но это настолько условное деление… В итоге группировки так или иначе делятся между собой и деньгами, и оружием, и техникой. Они друг-другу намного ближе, нежели Эрдоган и вся Турция, которых террористы уже давно призывают к так называемому джихаду.
Ситуация усугубляется тем, что с тех пор как Сирийская арабская армия (САА) при помощи российских ВКС начала одерживать победу за победой, «оппозиционеры», а проще говоря террористы, не пожелавшие сложить оружие и сотрудничать с официальными властями Сирии, отправлялись именно в Идлиб. Причем не сами, а семьями и родственниками. Учитывая, что у каждого «оппозиционера» как минимум 5-6, а то и более жен, можно представить количество так называемого «мирного населения». Тем более, что каждая жена тащила с собой многочисленную родню. Вот откуда берутся у Эрдогана «беженцы» для шантажа Европы.
Так что Идлиб для него – последняя точка отступления в Сирии. Эта провинция служит ему еще как разменная монета в переговорах с Россией и другими сторонами, хотя после наступления САА в этом году в его распоряжении остался только небольшой «огрызок» от этой провинции. Но за него он будет держаться до последнего – позиции в самой Турции радикалов, призывающих вести «джихад» до последнего еще сильны.
Идлиб: позиции Сирии и России
Позиции Сирии и России по Идлибу практически совпадают – вся территория Сирии должна перейти под контроль официального Дамаска, а потом уже проводить выборы, обсуждать будущее страны и тому подобное. Однако Россия более реалистично подходит к решению этого вопроса, растягивая все эти события во времени. Но понять Асада тоже можно – гражданская война, спровоцированная Западом, идет уже 8 лет, и ему хочется побыстрее ее закончить. Однако он тоже понимает, что без России давно бы ее уже проиграл, поэтому считается с ее мнением.
Однако если протурецкие боевики будут и дальше нарушать условия мира, обстреливая населенные пункты мирных жителей и сирийских военных, блокируя дороги и города, не обращая внимания не только на призывы Дамаска и Москвы, но и Анкары, то все это закончится еще одной (а может и не одной) военной операцией, которая вышвырнет «оппозиционеров»-террористов с территории Сирии.
Турция в сирийской провинции Идлиб: при чем здесь США
Еще одна страна, способная повлиять на обстановку в Сирии – США. Хотя и Белый Дом, и Пентагон неоднократно заявляли о выводе своих войск с сирийской территории они там все же остаются. Да, американские военные оставили почти все места своей дислокации в этой стране, помимо самого прибыльного – восточного побережья реки Евфрат. Там находятся богатейшие нефтяные месторождения. Официально их контролируют сирийские курды, однако все знают, что прибыли от продажи этой нефти идут, в основном, США.
Американцы, кстати, не возражали, когда турки решили занять буферную зону за счет курдов (впрочем, это было согласовано и с Россией) и в этом кроется еще одна причина присутствия Турции в Сирии. Анкара до жути боится воссоединения курдов – турецких, сирийских, иракских и иранских. Вообще-то такие вражда и боязнь в некоторой степени обоснованы – турки уже давно ведут кампанию на истребление курдов, а те, соответственно, отвечают им взаимностью. В общем, Ближний Восток остается Ближним Востоком, где даже кровная месть отдельных жителей может повлиять на геополитику. Но все же России, Турции, Ирану при помощи США вполне по силам решить сирийскую проблему.