Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

Правительственные дебаты о том, что современный школьник должен изучать сразу два иностранных языка, ведутся не первый год. В 2017-м все школы должны были перестроится на данную «двуязычную» систему, однако этого не произошло, и лишь в 2018 году ситуация стала улучшаться. На сегодняшний день более 60% школ могут предложить ученикам с пятого по девятый класс два иностранных языка на выбор. Изменится ли эта цифра в 2019-2020 учебном году?

Внедрение второго иностранного языка в школах

После корректировок ФГОС, состоявшихся в 2017 году, школьная программа российских общеобразовательных заведений должна в обязательном порядке содержать два иностранных языка — английский + немецкий, французский или испанский на выбор. И если схема преподавания английского зависит от специфики конкретной школы или класса, то второй язык всем учащимся подается на базовом уровне и не требует углубленного изучения. Фактически, по завершению обучения в 9 классе юноши и девушки должны уметь:

  • связно излагать свои мысли на иностранном языке;
  • знать примитивные культурные особенности, географическое месторасположение, а также известные достопримечательности страны, язык которой они изучают;
  • уметь искать информацию на сайтах, используя изучаемый язык;
  • обладать базой коммуникативных и грамматических знаний.

Стоит отметить, что такая школьная программа не являлась обязательной, а лишь была рекомендована Минобрнаукой. А вот с 2019-2020 учебного года данное нововведение будет носить уже обязательный характер!

Новая языковая программа

После внесения 29 июня 2017 года изменений в ФГОС, дополнительный иностранный язык вошел в перечень обязательных для изучения предметов. Из-за дефицита квалифицированных учителей и методических материалов воплотить в жизнь инициативу удалось не везде. Руководство школ, лицеев, гимназий самостоятельно принимало решение о том, будет ли добавлена новая дисциплина в учебный план. Такая практика сохранилась по сей день.

Многие родители выступают против нововведений. Они опасаются, что дополнительный предмет увеличит нагрузку, а его изучение окажется неэффективным. Чтобы этого не произошло, Министерством образования и науки рекомендовано поэтапное обучение. Английский (реже – немецкий) школьники начинают учить с 1 класса. С 5 по 9 классы 2 урока в неделю посвящаются изучению испанского, немецкого, китайского, французского (на выбор). Освоить дополнительную дисциплину ученики должны на базовом уровне.

Достаточно:

  • получить основные грамматические знания, изучить правила речевого этикета;
  • приобщиться к культурному наследию страны;
  • используя полученные знания, уметь устно и письменно излагать свои мысли, осуществлять поиск информации в иностранных изданиях.

Важно! Учащиеся, которые на момент введения новой нормы уже перешли в 6 класс, не попадают под действие программы – она рассчитана на 5 лет.

Плюсы второго иностранного языка

В 2018-2019 году с минусами «двуязычной» программы старались активно бороться. Успехи налицо! За последний год увеличилось количество преподавателей иностранных языков, уже разработаны методички и пособия, а учебная программа была пересмотрена и откорректирована так, чтобы ученики не испытывали чрезмерной нагрузки. Так как возникшие трудности являются негативными аспектами данного законопроекта, стоит отдельно прояснить: а какие преимущества получат школьники, изучая сразу два иностранных языка?

Конечно же, положительных моментов довольно много:

 

  • Знание английского языка сегодня уже почти стало правилом хорошего тона. Данным языком никого не удивишь! Работодатели все чаще отдают предпочтение соискателям, знающих как минимум два иностранных языка (а то и более).
  • Владение несколькими иностранными языками открывает перед учащимися новые возможности, будь то путешествие, образование, работа за рубежом и так далее.
  • Изучение иностранных языков способствует улучшению памяти и развитию усидчивости. Ребенок учится мыслить более обширно. Это может существенно улучшить успехи и по остальным школьным дисциплинам.
  • Кроме того, ученые доказали, что изучение иностранных языков значительно повышает самооценку и положительно влияет на психику человека.

Какой второй иностранный язык лучше выбрать?

Согласно статистике, самым популярным языком на территории Российской Федерации является английский язык, и это не удивительно! Ведь абсолютно каждый школьник, окончивший школу около 10 лет назад, уже может сказать несколько элементарных фраз на данном языке. Сегодня английский преподается абсолютно во всех школах: либо как основной язык, либо как второй по счету. Что касается других языковых дисциплин, самые популярные из них выглядят так:

  • Первое место (разумеется, после английского) занимает немецкий язык. Чтобы заинтересовать россиян этой дисциплиной, Минобрнауки совместно с Гёте-Институтом систематически разрабатывает новые актуальные программы, направленные на повышении мотивации к изучению немецкого языка у школьников.
  • Вторым по популярности является французский язык. Учеников, выбирающих данный язык как второй иностранный, не намного меньше, чем школьников, изучающих немецкий.
  • На почетном третьем месте располагается испанский язык. Всего 3% учащихся выбирают испанский язык в качестве второго изучаемого языка. Скорее всего, это связанно с недостаточной популяризацией данного языка, а также нехваткой педагогов, способных работать в данном направлении.

Проблемы внедрения новых языковых стандартов

Основной проблемой на пути к изучению второго иностранного языка в школе становится отсутствие «окон» в расписании. При пятидневном обучении занятость учащихся 5-9 классов не должна быть больше, чем 29-33 учебных часа. Учитывая насыщенную программу по другим предметам, выделить 2 урока на новую дисциплину проблематично. Особенно сложно обстоят дела в региональных школах, где ученики изучают родной, русский, иностранный языки.

Внедрению новых стандартов препятствует дефицит кадров – испанский или китайский способны преподавать на достойном уровне немногие преподаватели. Лучше обстоят дела с более популярными французским и немецким, но для сельских школ даже в этом сегменте найти хорошего преподавателя сложно.

Препятствием служит недостаточная мотивация учеников – некоторые из них не планируют использовать даже базовый иностранный язык. На фоне высокой загруженности, необходимость получения потенциально «ненужных» знаний становится сильным раздражающим фактором. Это негативно сказывается на нервной системе детей. В случае отсутствия прогресса в обучении возникает необходимость в занятиях с репетитором – это дополнительные траты времени и денег.

Многие родители считают более предпочтительным факультативное изучение. Не все дети имеют предрасположенность к лингвистике, зато делают успехи в точных науках – дополнительная нагрузка не дает сконцентрироваться на области знаний, имеющей перспективное для ребенка значение.

Каких изменений ждать в 2020 году?

В 2019-2020 году изменения коснуться далеко не всех учащихся, а только:

  • первоклассников (ребята с 1 класса начнут изучать первый язык, а второй прибавится лишь в 5 классе);
  • пятиклассников (если ребенок в 2019-2020 году переходит в 6 и последующие классы, то внедрение второго иностранного языка обойдет его стороной, ведь программа рассчитана строго на 5 лет, с 5 по 9 класс).

Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на все положительные и отрицательные аспекты внедрения второго иностранного языка в российскую систему образования, этот процесс станет неизбежным уже в приближающемся учебном году.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here