Представители правоохранительных органов нередко ошибаются, задерживая и доставляя в отдел людей, не имеющих отношения к преступлению. Что делать, если вы незаконно подверглись мерам принуждения? Ответ один – обращаться в суд.
Прежде всего стоит отметить, что право на возмещение государством вреда закреплено в ст.53 Конституции РФ, а также в ст.133 УПК РФ. В последней статье говорится о том, что рассчитывать на возмещение имущественного и морального вреда, а также на восстановление в правах могут лица, незаконно подвергнутые мерам процессуального принуждения (обыск, допрос, помещение в СИЗО и т.д.). Адвокатам по мошенничеству хорошо известно, что компенсацию, в частности, за незаконный обыск, вправе требовать не только подозреваемые и обвиняемые, но и другие лица, конституционные права которых были нарушены (например, проживающие в обыскиваемой квартире родственники).
Получить возмещение граждане могут путем подачи в суд гражданского иска. Если речь идет об обвинении в преступлениях, предусмотренных ст.228-233 УК РФ, то заявление поможет составить адвокат по наркотикам, если о деянии, предусмотренном ст.285 УК РФ – специалист по должностным преступлениям и т.д. Наибольшие проблемы возникают со взысканием компенсации за моральный вред: в России не установлены ни лимиты таких компенсаций, ни механизмы их расчета. Это приводит к тому, что суды снижают их размер в несколько раз, негласно занимая сторону правоохранительных органов. Недавний пример из судебной практики: предприниматель из Кирова, незаконно доставленный на допрос к следователю, получил вместо требуемого 1 млн рублей в качестве компенсации морального вреда всего 15 тысяч рублей.
Что же делать в этом случае гражданину? Сначала стоит попытаться защитить свои права в российских судах: судебная практика по подобным делам весьма разрозненна, поэтому шанс на получение справедливой компенсации есть, тем более, если ваши интересы защищает опытный уголовный адвокат. Если все судебные инстанции в России пройдены, гражданин может обратиться с жалобой в ЕСПЧ. Как показывает практика, 96 % жалоб, аргументированных и поданных по всем правилам, удовлетворяются.