В конце 19 и начале 20 века многие радикально настроенные революционные силы в России с удовольствием прибегали к террористическим актам, даже несмотря на то, что вместе с жертвами зачастую гибли и самые простые невинные люди. Да и жертвы часто были вообще ни в чем неповинны, кроме того, что состояли на службе у царских властей. Именно таким был убитый 15 октября 1907 года руководитель Главного тюремного управления Российской империи Александр Михайлович Максимовский.
Родился Александр Михайлович в 1861 году в семье генерала. Обучался на юридическом факультете, после которого начал службу в тюремном управлении Российской империи. Во время своей службы никогда не отмечался ни в каких перегибах по отношению к осужденным, напротив, как человек из интеллигентной семьи, Максимовский был очень большим гуманистом и всегда старался идти на встречу родственникам осужденных, которые часто приходили к нему с прошениями. Карьера его шла вверх плавно, размеренно, и однажды он стал начальником Главного тюремного управления, но и тут не был замешан ни в скандалах, ни в других темных делах.
А вот убийца чиновника была совсем другой. Эта была Евстолия Павловна Рогозинникова, юная девушка миловидной внешности из такой же интеллигентной семьи. Она обладала удивительным музыкальным талантом, обучалось в одной из самых престижных консерваторий, в общем, имела большое будущее. Но был у нее один недостаток – кто-то вбил девушке в голову революционные идеи, и после необходимой идеологической обработки юная Рогозинникова стала террористкой. Еще до убийства Максимовского она была замешана в подготовке убийства Столыпина, и наказания избежала, удачно представившись сумасшедшей. После этого ее поместили в лечебницу, откуда девушка сбежала. Родные горячо убеждали Евстолию Павловну уехать из России и начать новую жизнь за границей, но она решила продолжать революционную борьбу и вновь встала на путь терроризма, погубив и себя, и невиновного человека.
Рогозинникова была членом боевого отряда эсеров, так называемого Северного боевого летучего отряда. В определенный момент, после возвращения девушки к делам, руководителями отряда была разработана сложная и рискованная операция, в которой молодой Евстолии Павловне отводилась главная роль – роль убийцы начальника Главного тюремного управления. По плану она должна была прийти к Александру Максимовскому в кабинет на прием якобы с прошением за брата своего мужа, такого же преступника и террориста. В момент передачи прошения девушка должна была достать пистолет и убить Максимовского, после чего выбросить оружие в окно. Этот жест должен был послужить сигналом остальным эсерам, что убийство совершено. Дальше в действие вступала уже их группа. Они знали, что на место преступления обязательно приедут градоначальник города Драчевский и министр юстиции Щегловитый. Их и других чиновников статусом поменьше боевая группа летучего отряда также планировала убить там же с помощью взрывного устройства.
15 октября 1907 года операция Северного боевого летучего отряда началась. Рогозинникова попала на прием к Максимовскому, отдала прошение, и пока он читал его, застрелила чиновника. После этого она хотела выбросить пистолет, но не успела, так как на помощь к Максимовскому прибежали другие сотрудники управления и скрутили убийцу. При обыске преступницы выяснилось, что она была обмотана взрывчаткой, которую, к счастью, в действие привести не успела, ибо мощность заряда была настолько велика, что взрыв привел бы к очень трагичным последствиям для всех окружающих.
Евстолия Рогозинникова свою связь с эсерами не отрицала, в убийстве не раскаивалась. На прочие вопросы следователей обвиняемая не отвечала, никого из своих пособников не выдала, судом была приговорена к высшей мере наказания. Казнили террористку 18 октября 1907 года путем повешения, в тот же самый день, когда хоронили ее жертву – Александра Максимовского. Стоит отметить, что смерть свою Рогозинникова встретила спокойно, достойно.
Министр юстиции Щегловитый взял это дело на собственный контроль, и в 1908 году всех причастных к Северному боевому летучему отряду нашли и казнили. Впрочем, когда революционные силы уже захватили Россию в 1917 году, они расстреляли и самого Щегловитого, вся вина которого была лишь в исполнении своих прямых обязанностей – борьбе с преступниками, убийцами и террористами, в том числе.