Одной из самых трагичных и масштабных катастроф в современной России, которая произошла на воде, считается гибель теплохода «Булгария» 10 июля 2011 года. Это стало следствием как неудачного стечения обстоятельств, так и погодных условий, несоответствующего всем нормам технического состояния самого теплохода, наплевательского отношения находящихся рядом с катастрофой других судов.
Теплоход «Булгария» шел по маршруту Казань – Болгар – Казань. В ходе плавания в районе населенного пункта Сюкеево (Татарстан), что стоит на берегу Волги, погода испортилась, и начался сильный ливень с ветром. В тот момент, когда судно поворачивало налево, налетел очередной порыв штормового ветра. Заходя в поворот, любой корабль обычно кренится на борт, в данном же случае порыв ветра усилил этот крен до серьезных 9 градусов. В результате вода захлестнула нижние иллюминаторы, это привело к тому, что в минуту судно набирало около 50 тонн воды.
С каждой тонной поступающей воды крен «Булгарии» становился все больше и больше. Капитан судна Александр Островский предпринял попытку уменьшить его, положив теплоход на курс «по ветру», однако это уже ни к чему не привело, ибо судно «хлебнуло» слишком много воды, и каждую секунду она продолжала прибывать. Объемы теперь были такие, что в минуту в судно набирало еще по 125 тонн воды. Вскоре нижние иллюминаторы и часть палубы с правой стороны теплохода оказались под водой, крен корабля достиг критических 19-20 градусов, и через несколько секунд оно просто упало на правую сторону и быстро затонуло.
В зоне гибели терпящей бедствие «Булгарии» находилось два корабля – «Дунайский 66» и «Арбат». Эти корабли прошли мимо трагедии и даже не попытались спасти людей. Первым судном, пришедшим к «Булгарии» на помощь, был теплоход «Арабелла». Именно его команда предприняла спасательную операцию и вытащила из воды всех, кого успела. В последующие дни службой МЧС и другими службами были организованы работы по подъему затонувшего теплохода и по поиску тел погибших пассажиров и членов команды. Работы велись в том числе и с применением уникальной оснастки и доселе неиспользуемых методов подъема затонувших кораблей.
Затонувший теплоход «Булгария» был поднят и отправлен на один из судоремонтных заводов. Всех погибших также удалось найти и опознать. Окончательные данные были такими: на борту корабля находилось 201 человек (пассажиры и члены экипажа), из них 122 человека погибли, включая и капитана судна Александра Островского, а 79 человек были спасены.
После всех необходимых манипуляций и расследований, удалось выяснить, что «Булгария» отправилась в рейс с серьезными проблемами технического плана, которые отчасти поспособствовали трагичному исходу при сильном крене судна. Компетентными органами России были возбуждены уголовные дела, а многие лица были привлечены к ответственности за ненадлежащие выполнения своих обязанностей. В том числе уголовные дела были возбуждены и против капитанов прошедших мимо катастрофы кораблей «Арбат» и «Дунайский 66». Впрочем, есть мнение, что эти люди не виноваты, так как они просто не смогли бы быстро остановить свои баржи и только помешали бы уже шедшему на помощь более маневренному теплоходу «Арабелла». В рапорте указано, что капитан «Арабеллы» лично по радиосвязи просил капитана «Дунайский 66» пройти место катастрофы, так как остановить огромную баржу в том месте было практически нереально, и это бы только помешало «Арабелле» подойти на помощь «Булгарии».