Анализ эффективности элементов системы государственных закупок

Анализ эффективности элементов системы государственных закупокПонятие эффективности государственных закупок в действующем законодательстве

Принцип эффективности — один из ключевых принципов осуществления государственных закупок, перечисленных в


ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»


(далее — 44-ФЗ). На госзаказчиков в соответствии с ст. 12 44-ФЗ возложена ответственность за достижение эффективности при осуществлении закупочной деятельности. Также в ст. 98 44-ФЗ говорится, что органы аудита анализируют и оценивают информацию, среди прочего, об эффективности расходов на закупки. Более того, общественный контроль может реализовываться через оценку эффективности закупок (п. 3 ч. 3 ст. 102). Таким образом, эффективность осуществления закупок – это обязательная составляющая закупочной деятельности заказчика.

Понятие элементов системы государственных закупок и способы оценки их эффективности

Под системой государственных закупок понимается совокупность взаимодействий ее участников. Например, эффективное функционирование элементов системы госзакупок можно представить следующим образом.


Заказчик для удовлетворения своих потребностей размещает предусмотренную законом информацию в информационных системах, участник закупки для получения права на исполнение контракта подает заявку на участие в закупке посредством информационных систем, контракт заключается с участником, признанным победителем. При исполнении контракта в случаях, прямо прописанных в законе, привлекается экспертная организация. Проверочные мероприятия контрольных органов распространяются на всех участников системы госзаказа.


Таким образом, оценку эффективности элементов можно провести посредством изучения их действий и взаимодействий:

Элемент «Государственный заказчик»

Госзаказчик является получателем бюджетных средств и инициатором закупки и первичным контролирующим звеном за ходом ее осуществления, поэтому для него максимально возможная ответственность предусмотрена. Органы мониторинга и контроля следят за эффективностью таких показателей как: планирование закупок, составление планов закупок и планов-графиков закупок на текущий и 2 последующих года, объем заложенных бюджетных средств. Кстати, по мнению практиков, также необходимо уделять внимание количеству вносимых изменений в планы-графики в течение года. Хотя в законах нет лимита на количество изменений, но такие действия могут свидетельствовать о низком уровне управления. Оптимальным числом, исходя из практики, является 1 изменение в месяц. Большой объем закупок к концу года тоже может означать ошибки при их планировании.

Экономия бюджетных средств: так, в силу ст. 34 Бюджетного кодекса РФ


при составлении и исполнении бюджетов заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)

 


Элемент «Участник закупки или лицо, участвующее в процедуре закупки»

Эффективность этого элемента зависит от того, как соблюдается конкуренции и обеспечиваются преференций по условиям закупки. Эти показатели свидетельствуют о конкурентном развитии экономики и поддержке малого бизнеса.

Элемент «Поставщик (подрядчик, исполнитель) или лицо, признанное победителем в закупочной процедуре и получившее право на заключение госконтракта»

Главным образом, это качественное и добросовестное исполнение госконтракта. Хотя законодательство в сфере контрактной системе не возлагает на этот элемент ответственности за недостижение эффективности закупочной деятельности, она предусматривает наложение санкций на недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Элемент «Контрольные органы»

Контрольные органы осуществляют мониторинг и аудит закупочной деятельности заказчика, направление в адрес заказчиков представлений и предписаний. Информация обобщается в виде ежеквартальных отчетов.

Элемент «Федеральные органы, наделенные полномочиями по регулированию контрактной системы»

Главная задача этих органов — это усовершенствование законодательства в сфере государственных закупок на основе выявленных пробелов в законодательстве о контрактной системе.

Остальные элементы — «Уполномоченный по проведению централизованных закупок орган», «Специализированная организация, привлекаемая заказчиком, для осуществления закупок»,


«Экспертная организация» и «Информационные системы в Интернете (единая информационная система, электронные площадки, подсистема бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»).


Эти элементы в своем количественном показателе свидетельствуют о развитии системы госзакупок, а значит и об ее эффективности.

Анализ статистических данных из открытых источников

Для проведения сравнительного анализа изучим годовые


отчеты Минфина РФ по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с


44-ФЗ за 2019 и 2020 годы.

Анализ эффективности элементов системы государственных закупок
Анализ эффективности элементов системы государственных закупокАнализ эффективности элементов системы государственных закупокКроме того, ЗАО «Сбербанк-АСТ», РТС Тендер, АО ЕЭТП остаются самыми популярными электронными площадками, на их долю пришлось 2,5 млн (81%) извещений на сумму 9,07 трлн (82%) в 2019 году, а в 2020 2,1 млн (89%) закупок на общую сумму 9,2 трлн (81%) рублей, что на 16% меньше в количественном выражении, а в стоимостном больше на 1% (9,07 трлн рублей) аналогичных показателей 2019 года.

Размер экономии составил 1,1 трлн руб в 2019 и 428,7 млрд руб в 2020. При этом часть сэкономленных денег была использована для проведения дополнительных закупок, поэтому окончательная экономия составила в 209 — 383,2 млрд рублей, в 2020 — 6% (386 млрд рублей).

Вывод

В 2020 году бизнес столкнулся с серьезным вызовом в форме ограничений из-за новой коронавирусной инфекции, поэтому эффективного развития конкуренции не наблюдалось, о чем говорит снижение количества заявок, доля участия организаций, для которых закон предусмотрены преференции. Кроме того, высокий уровень инфляции и рост цен привел к снижению числа извещений, совместных закупок и заключенных контрактов, хотя при этом их финансовые объемы увеличились. Особое беспокойство вызывает рост доли расторжениях контрактов, что свидетельствует об неэффективном подходе к их реализации. Однако внушает оптимизм снижение числа закупок, проведенных с нарушениями, доли жалоб, признанных обоснованными, и судебных решений о наложении административных штрафов, что говорит о росте эффективности в работе госзаказчиков, а также увеличивается доля закупок с обязательным общественным обсуждением. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом динамика развития элементов системы госзакупок и их эффективность пока что сохраняется на заданном ранее уровне.


Список используемой литературы:

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021)/Доступ из справ.-прав.системы «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»/Доступ из справ.-прав.системы «КонсультантПлюс».
Система государственных закупок: теоретический и прак- С409 тический аспекты: монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др.; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. –Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 233 с.
https://www.pro-goszakaz.ru/article/103511-qqq-19-m12-effektivnost-zakupok
Сводный аналитический отчет Министерства финансов РФ по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2019 года / https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/06/main/Svodnyy_analiticheskiy_otchet_2019.pdf
Сводный аналитический отчет Министерства финансов РФ по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2020 года / https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main/44-FZ.pdf


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here