Продолжительное отсутствие гражданина по зависящим либо независящим от него причинам является основанием для присвоения ему статуса безвестно отсутствующего лица, что в свою очередь влечет для него и членов его семьи определенные юридические последствия. В этой статье поговорим о том, что это за статус и как он присваивается.
Общее понятие
Понятное и доступное для всех определение дает ст. 42 ГК РФ. Из содержания последней следует, что безвестно отсутствующим лицом считается лицо:
- о месте пребывания которого неизвестно в месте его жительства, и период отсутствия сведений составляет не менее года;
- признанное таковым по описанному выше основанию в порядке судопроизводства.
Под местом жительства в данном случае подразумевается место, где пропавший гражданин находился постоянно или преимущественно до момента своего исчезновения. Оно может совпадать с местом постоянной или временной прописки и даже с местом, где гражданин исполнял свой долг или трудовые обязанности.
Что касается периода отсутствия, таковой согласно вышеуказанной статье исчисляется со дня, когда имелись последние сведения о нахождении лица в конкретном месте, а если такой день установить затруднительно, то с первого дня месяца, следующего за тем, когда была получена последняя информация. Если и таким образом установить начало течения периода отсутствия не представляется возможным, отсчет ведется с первого числа года, следующего за годом получения последних данных.
Обоснование подачи иска
Необходимость присвоения гражданину статуса безвестно отсутствующего лица обусловлена объективными житейскими причинами, а точнее невозможностью признания юридических последствий вследствие длительного отсутствия члена семьи. Так, например, установление данного юридически значимого факта позволяет:
- расторгнуть брачный союз в одностороннем порядке;
- установить опеку над иждивенцами пропавшего гражданина как несовершеннолетними, так и взрослыми, нуждающимися в опеки, людьми;
- передать имущество и обязательства пропавшего в распоряжение определенных судом лиц;
- осуществить смену руководства организации, если пропавший ранее управлял юридическим лицом;
- приостановить исполнение некоторых видов обязательств в отношении пропавшего лица.
Соответственно для гражданина, которому суд присваивает такой статус, нередко наступают необратимые последствия, однако, законодательство дает таким лицам шанс восстановиться в правах. Это становится возможным, если признанный безвестно отсутствующим гражданин после вынесения решения вдруг объявится либо если удастся установить его местонахождение. В подробных обстоятельствах инициируется новый процесс, нацеленный на отмену ранее принятого решения.
Процедура признания
Факт длительного отсутствия гражданина, позволяющий присвоить ему статус безвестно отсутствующего лица, относится к юридически значимым, поэтому подобные дела рассматриваются районными или городскими судами в порядке особого производства по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.
Инициатором такого дела могут стать только лица, напрямую заинтересованные в присвоении гражданину такого статуса, например, супруг, руководство организации, в которой пропавший человек осуществлял трудовую деятельность, кредитор, а также иное лицо, интересы которого зависят от принятия решения. В исключительных случаях в силу объективных причин интересы инициатора может защищать прокурор. Более того, представитель прокуратуры по закону является обязательным участником процесса.
В своем заявлении истец помимо основных сведений обязательно должен указать цель обращения и описать обстоятельства, подтверждающие длительное отсутствие гражданина, позволяющее признать его безвестно отсутствующим. Если гражданин был объявлен в розыск, который не принес результатов, об этот также нужно упомянуть. Кроме того, истец вправе сослаться на показания свидетелей и ходатайствовать о привлечении последних для участия в процессе.
В обоснование всего изложенного к иску приобщаются документальные свидетельства и прикладывается квитанция об уплате пошлины за подачу заявления в суд, величина которой составляет 300 рублей.
Если все сделано правильно, суд принимает иск к производству и осуществляет следующие обязательные процедуры:
- выясняет, кто в состоянии сообщить нужные сведения;
- направляет запросы на предмет получения сведений о пропавшем гражданине;
- при необходимости предлагает органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом пропавшего лица.
В случае обоснованности заявленного требования и подтверждения изложенных в иске фактов суд принимает положительное решение, которое вступает в силу по истечению месячного срока либо после рассмотрения апелляционной жалобы, если таковая будет подана в месячный срок.
Важные нюансы
Лицо, обращающееся в суд с подобным требованием, должно понимать, что при отсутствии веских оснований и доказательств в удовлетворении требования будет отказано. Существующая практика показывает, что ключевыми моментами, влияющими на исход дела, являются:
- установление факта уклонения пропавшего гражданина от уголовного наказания или возложенных на него обязательств. В данном случае предполагается, что гражданин может намеренно скрываться от кредиторов или с целью выжидания окончания срока привлечения к уголовной ответственности.
- непринятие всех доступных мер для поиска отсутствующего лица. Здесь ответственность за непринятие подобных мер несет истец, ведь именно он должен не просто дождаться годовалого периода отсутствия, а попытаться разыскать пропавшего. Предполагается, что с этой целю инициатор должен обратиться в правоохранительные органы, а те в сою очередь объявить гражданина в розыск.
- отсутствие убедительных доводов в поддержку заявленного требования. Этот момент подразумевает наличие веской причины для обращения суд. К примеру, истец может обратиться с таким заявлением по причине необходимости регистрации члена семьи в жилом помещении или для назначения социальных выплат.
Последствия
Для государства безвестно отсутствующий гражданин прекращает свое существование до момента объявления, что дает заинтересованному в вынесении такого решения лицу определенную свободу и преимущества. Именно поэтому законодательство допускает после вынесения решения, признающего гражданина безвестно отсутствующим лицом:
- второму супругу — расторгнуть брак независимо от наличия общих детей и совместно нажитого имущества (на основании заявления и решения суда);
- органу опеки и попечительства — получить имущество пропавшего в доверительное управление на основании ДДУ, чтобы выдавать из этого имущества содержание для его иждивенцев и погашать иные обязательства;
- уполномоченному органу, действующему в интересах несовершеннолетних — передать опеку над детьми безвестно отсутствующего гражданина члену его семьи или иным лицам.
Примечательно, что в случае отмены ранее вынесенного решения гражданин может восстановить свои права на имущество и даже вернуться в квартиру, где он был прописан. За ним сохраняется право участия в приватизации и возможность вернуть родных детей. Кроме того, семейное законодательство допускает восстановление брака по заявлению обоих супругов при условии того, что супруг лица, признанного судом безвестно отсутствующим, не вступил в новый союз.