Запрет распространения информации о здоровье граждан установлен федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 года. Разглашение сведений влечет административную либо уголовную ответственность. Однако в некоторых случаях норма о врачебной тайне не действует.
Статьей 13 закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года определяется порядок защиты информации о здоровье граждан. Норма устанавливает режим врачебной тайны в отношении сведений о диагнозе, обращениях пациента за медицинской помощью. Поскольку парламентарии оставили перечень данных открытым, к защищаемой относят также информацию о назначенном лечении, способах и графике реабилитации, принимаемых препаратах. Передавать такие сведения третьим лицам сотрудники медицинского учреждения могут лишь в исключительных случаях.
Кто обязан соблюдать врачебную тайну
Действие запрета на распространение данных о здоровье пациента распространяется на широкий круг лиц. Обязанность возникает у врачей, медицинского персонала, экспертов и специалистов, которым в силу исполнения служебных, трудовых или иных функций такие сведения оказались доступны.
Разглашать информацию запрещено как в устном, так и в письменном виде. Сотрудники учреждений не могут направлять амбулаторные карты, выписки, эпикризы или иные документы третьим лицам. Даже при необходимости оказания пациенту медицинской помощи такие действия осуществляются с его письменного согласия. После смерти человека разрешение вправе выдавать близкие родственники.
Нарушение правила грозит виновному лицу административной или уголовной ответственностью. Вид взыскания определяется тяжестью последствий и составом правонарушения. Согласно статье 13.14 КоАП РФ административный штраф за разглашение врачебной тайны варьирует от 5 000 до 200 000 рублей. Сумма зависит от правового статуса виновника. Уголовное наказание налагается по статье 137 УК РФ и может выражаться в лишении свободы.
Когда разрешено раскрывать врачебную тайну
Передать третьим лицам информацию о здоровье гражданина можно при наличии письменного согласия. Без такого разрешения сведения раскрываются только в исключительных случаях. К таковым законодатель относит:
- оказание помощи пациенту, не способному выразить свою волю в силу физиологических или психических нарушений;
- возникновение угрозы массового заражения инфекционными заболеваниями, отравления, иного поражения населения;
- наличие запросов правоохранителей, судов, представителей уголовно-исполнительной системы, направленных в рамках осуществления полномочий;
- истребование информации органом исполнительной власти в целях контроля реализации судебного решения о принудительном лечении от наркотической или иной зависимости;
- работа с несовершеннолетними пациентами при необходимости извещения их родителей, попечителей или опекунов;
- информирование полиции о признаках совершения в отношении человека ряда уголовных преступлений, его смерти или неспособности идентифицировать свою личность;
- расследование несчастных случаев на производствах;
- проведение военно-врачебных экспертиз;
- внутриведомственный обмен информацией с соблюдением правил защиты персональных данных;
- учет и контроль качества медицинской помощи, в том числе в системе социального страхования.
Таким образом, свободное обращение информации о здоровье граждан в России исключено. Сведения не могут передаваться коммерческим организациям, журналистам или негосударственным фондам. Использование же данных для публикаций в открытых источниках может приравниваться к нарушению неприкосновенности частной жизни.