Чтобы понять разницу между двумя функциональными силовыми подразделениями, стоит для начала объяснить, как происходило разделение некогда единого ведомства, и какие функции кому достались.
Как следствие выделилось в самостоятельное ведомство?
Реформа, начавшаяся в 2007 году, разделила единый функционал на два самостоятельных ведомства. До этого структура была единой, во главе которой стояла прокуратура, а следственное управление именовалось как «Следственный комитет при прокуратуре РФ». То есть ранее следствие было полностью зависимым от прокуратуры. После реформирования отрасли прокурорский надзор и следственные мероприятия стали полностью независимыми друг от друга видами деятельности.
В 2009 году полностью закончился и оформился двухгодичный переходный период по преобразованию и разделению функциональных ведомственных ветвей. Теперь у сотрудников следствия появилась своя собственная форма, машины с собственной символикой, а классные чины стали специальными званиями. К примеру, юрист 3-его класса (прокурорский классный чин) стал называться лейтенантом юстиции (звание сотрудника следствия), юрист 2-ого класса – старшим лейтенантом юстиции, а юрист 1-ого класса – капитаном юстиции.
В свою очередь, по результатам такой трансформации прокуратура потеряла собственное следствие, хотя некогда именно оно считалось элитным следственным подразделением. Так считали многие действующие юристы. После реформирования у работников прокуратуры отобрали большую часть прежних надзорных полномочий в области предварительного следствия в отношении всех следственных органов всех силовых ведомств России. Ранее прокуратура надзирала за следствием вне зависимости от того, кто вёл уголовное дело: сотрудники органов МВД, ФСБ или самой прокуратуры. Все были обязаны подчиняться прокурорскому надзору.
После реформы среди прокурорских полномочий оставили:
- надзор за дознанием;
- право утверждать обвинительное заключение следователя или отправлять уголовное дело на дополнительное расследование;
- поддержание государственного обвинения – работа в суде;
- функции общего надзора – надзор за исполнением федерального законодательства.
Раньше именно прокуратура обладала большой юридической силой. В порядке 124 статьи УПК РФ можно было подать жалобу в прокуратуру на действие (бездействие) сотрудников следствия или на какой-либо процессуальный документ следователя. Прокуратура, в свою очередь, обязана была разобрать и проверить такую жалобу. Прокурор или его заместитель мог на любой стадии уголовного процесса произвести любое следственное действие, мог возбуждать и прекращать уголовные дела в любой стадии. На сегодняшний день таких полномочий у прокурора уже нет. Сегодня частично такие полномочия переданы начальникам следственных отделений на местах. Единственное, что может сегодня сделать прокурор в рамках 124 статьи УПК РФ – это выписать требование о необходимости устранить нарушение закона. Но начальник следственного подразделения, в свою очередь, имеет право своим постановлением либо удовлетворить такое требование, либо отказать. Таким образом, сегодня сотрудник прокуратуры уже не обладает по-настоящему большим спектром полномочий в сравнении с прошлым периодом до реформирования отрасли.
Если бы в России судебный процесс действительно бы строился на принципе состязательности сторон, то для государственных обвинителей (сотрудников прокуратуры) функция обвинения была бы интересным и творческим процессом. Но в реальности в суде 1-ой инстанции это действие строится на машинальности, стереотипности и алгоритмизации. При этом рядовой сотрудник прокуратуры, с одной стороны, может отказаться от государственного обвинения в случае, например, недоказанности. Однако, по приказу генерального прокурора такой отказ может расцениваться как дисциплинарный проступок. Поэтому на практике таких отказов по собственной инициативе (без согласования с начальством) практически нет. В итоге в суде помощник прокурора должен присутствовать и поддерживать по определённым алгоритмам то обвинение по уголовному делу, которое предъявил следователь. Поэтому можно говорить, что сегодня у сотрудников прокуратуры практически не осталось большой свободы выбора. Их работа строится по скриптам и наработанным методикам.
Что относится к полномочиям сотрудников следственных органов?
По умолчанию, если говорить простыми словами, основные функции следователя – это расследование преступлений, которые в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством отнесены к подследственности Следственного комитета. То есть работа следователя в большей степени связана непосредственно с активными действиями при попытке раскрыть преступление. Такими действиями могут быть, например: обыски и выемки улик, проведение допросов и очных ставок, осмотр места преступления и освидетельствование, контроль и запись разговоров, а также многое другое.
В чём существенная разница между работой прокурора и следователя?
- Сегодня подавляющее количество юристов отмечают, что работа сотрудников прокуратуры построена на алгоритмах, что предполагает скрипты и отсутствие неких творческих функций. Даже при исполнении функции государственного обвинения прокурор действует по заранее разработанному следователем плану, согласованному как со своим начальством в прокуратуре, так и с начальством следственного управления.
- Для сотрудников следствия, наоборот, при осуществлении трудовых функций в большей степени предполагается применение исключительных профессиональных юридических навыков и умений. Человек должен обладать определёнными аналитическими и творческими способностями.
Но не стоит забывать, что следователи – это тоже часть силового ведомства, построенного в первую очередь на иерархии и подчинённости приказам вышестоящего начальства.
Сами юристы отмечают, что у сотрудников прокуратуры относительно стабильный график работы, в отличие от сотрудников следствия. Первые, как правило, работают с 9 до 19 часов без глобальных переработок, а вот сотрудники следственных органов могут работать в отдельные периоды практически круглыми сутками. При этом заработная плата примерно одинаковая у одних и у других. Но у сотрудников следствия, как отмечают сами представители юридического сообщества, профессиональная сноровка и квалификация часто бывает выше, чем у сотрудников прокуратуры. Это может существенным образом пригодиться, если человек планирует адвокатскую деятельность в будущем при смене деятельности. При этом прокурорские должности по-прежнему считаются достаточно статусными, а наличие государственных социальных преференций делают это направление трудовой деятельности привлекательной для части выпускников юрфаков.