Участник ООО выходит из общества, доля участника возвращается акциями других организаций. Участник является налоговым резидентом РФ. Применяются ли в рассматриваемой ситуации положения п. 19 ст. 217 НК РФ?
Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) участник общества вправе выйти из него путем отчуждения доли обществу (независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества). Порядок выхода участника из общества и последствия выхода определяются уставом (п. 2 ст. 12 Закона об ООО).
В соответствии с п. 6.1 и пп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО в случае выхода участника его доля переходит к ООО с даты получения обществом заявления о выходе. Какого-либо договора между обществом и его участником в этом случае заключать не требуется. Общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли (п. 2 ст. 14 Закона об ООО).
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
По мнению и финансовых, и налоговых органов, при получении участником в результате выхода из общества действительной стоимости доли в уставном капитале НДФЛ удерживается по ставке в размере 13%. Однако, с точки зрения финансистов и налоговиков, различаются в отношении суммы, облагаемой НДФЛ по указанной ставке.
1. По мнению Минфина России, неоднократно выраженному в письмах от 09.08.2010 № 03-04-06/2-174, от 21.06.2010 № 03-04-06/2-126, от 24.05.2010 № 03-04-05/2-287, от 02.03.2010 № 03-04-06/2-19, от 29.12.2009 № 03-04-05-01/1032, от 09.10.2006 № 03-05-01-04/290, от 04.10.2004 № 03-05-01-04/33, при выходе участников из общества выплаченная им действительная стоимость доли подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода. При этом в соответствии с абзацем 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Однако при выходе участника из общества продажи доли не происходит (письмо Минфина России от 09.10.2006 № 03-05-01-04/290), поэтому выплаты в виде действительной стоимости доли подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода. Кроме того, Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что возможность применения налоговых вычетов при получении дохода в виде действительной стоимости доли в случае выхода участника из общества статьями 218-221 НК РФ не предусмотрена (письма Минфина России от 21.06.2010 № 03-04-06/2-126, от 24.05.2010 № 03-04-05/2-287).
2. По мнению же налоговых органов, при выходе участников-физических лиц из общества с ограниченной ответственностью стоимость доли участника в пределах его первоначального взноса, внесенного в уставный капитал, налогом не облагается. Подлежит включению в налоговую базу только стоимость действительной доли в уставном капитале общества (в денежной или натуральной форме), превышающая сумму первоначального взноса. Такое мнение высказано налоговыми органами в письмах УФНС России по г. Москве от 04.05.2007 № 28-10/043011, от 30.09.2005 № 28-10/69814.
На наш взгляд, более правильной является позиция, высказанная налоговиками. Объясним почему.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, в соответствии с главами НК РФ «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций». Так как при получении участником при выходе из общества действительной доли в пределах его первоначального взноса в уставный капитал экономическая выгода отсутствует, то стоимость действительной доли (в денежной или натуральной форме) в пределах первоначального взноса участника в уставный капитал, исходя из экономической природы НДФЛ, облагаться налогом не должна. Ведь в этом случае учредитель не получает дохода, а лишь возвращает свою долю, внесенную им ранее в уставный капитал общества. Следовательно, экономическая выгода может возникнуть только тогда, когда стоимость доли, выплачиваемая при выходе участника из ООО, будет превышать сумму первоначального взноса. В ином случае экономической выгоды не возникает, а соответственно, отсутствуют и налоговые обязательства.
В то же время заметим, что более поздних разъяснений налоговых органов по данному вопросу нет. Придерживаются ли они и в настоящее время этой позиции — неизвестно. В связи с этим полагаем, что в случае исключения из налоговой базы для целей исчисления НДФЛ суммы первоначального взноса, возникают налоговые риски (в части доначисления НДФЛ). Судебной практики по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Однако если организация не будет иметь возможности удержать НДФЛ (например, если при выходе участника из общества организация не будет производить какие-либо иные выплаты в его пользу), то в этом случае необходимо руководствоваться п. 5 ст. 226 НК РФ, который предусматривает, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Пунктом 2 приказа ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» налоговым агентам рекомендовано сообщать в налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ. Сумма налога, не удержанная налоговым агентом, отражается в графе 5.7 Раздела 5 справки 2-НДФЛ.
К сведению:
В соответствии с п. 19 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению, в частности, доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций:
— акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций (долей, паев), распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;
— акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций при реорганизации, предусматривающей распределение акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций и (или) конвертацию (обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение, в виде дополнительно и (или) взамен полученных акций (долей, паев).
В рассматриваемой ситуации получение акций не связано с переоценкой основных фондов (средств), не связано с реорганизацией, а связано с выходом участника из общества. В связи с этим считаем, что в данном случае положения п. 19 ст. 217 НК РФ не применяются.