Верховный суд России пояснил порядок рассмотрения исков о защите персональных данных

blank

Верховный суд России разъяснил нижестоящим инстанциям правила рассмотрения споров о персональных данных. Толкование коллегии пришлось дать в связи с жалобой Роскомнадзора. Ведомству отказали в принятии иска, сославшись на административный характер правоотношений.

Разграничение полномочий

Фирма, зарегистрированная на территории Багамских островов, незаконно распространяла персональные данные россиянина. Гражданин обратился в Роскомнадзор с просьбой о пресечении противоправных действий. Заявление было подано в управление по месту жительства. Чиновники изучили материалы дела и согласились с мужчиной. Ведомство направило документы в суд. Представители государственной службы требовали:

  • признать гражданина субъектом персональных данных;
  • заблокировать доступ к сведениям о человеке.

Центральный райсуд Хабаровска отказался принимать иск, сославшись на административную природу требований. Апелляция согласилась с позицией. Вторая инстанция отметила, что спор связан с регулированием деятельности информационного ресурса.

Верховный суд России поправил коллег. Служителям Фемиды напомнили о полномочиях государственной службы. Ведомство может обращаться с исками в защиту граждан, пострадавших от незаконных действий третьих лиц (ст. 23 закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 года). В данной ситуации именно эту задачу преследовал истец. Определением по делу № 58-КГ20-2 спор предписали разрешить в рамках гражданского судопроизводства.

Мнение экспертов

О специфике рассмотрения исков, связанных с нарушением законодательства о персональных данных, регулярно говорят известные юристы. Правозащитники акцентируют внимание на активной позиции граждан. В большинстве случаев истцом становится человек, информация о котором использовалась ответчиком. Чиновники реализуют свои полномочия по защите населения неохотно.

Второй стороной в процессе является оператор персональных данных или лицо, незаконно получившее доступ к сведениям. Встречные иски в таких тяжбах – редкость. Процедура упрощена. Нормативными актами не предусмотрен претензионный порядок. Заявитель может сразу обратиться в суд по месту жительства. Впрочем, юристы рекомендуют предварительно требовать у оператора прекращения нарушения. Сделать это необходимо в письменной форме. Попытка урегулировать конфликт будет подтверждать добросовестность истца и поможет взыскать компенсацию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here