Из довольно провального начального этапа Северной войны, и в особенности из поражения в битве при Нарве, государем Петром I были сделаны определенные выводы. Стало ясно, что русские войска остро нуждаются в собственных умелых военных артиллеристах и инженерах. В прежние времена эти функции по большей части выполняли иностранные наемники, но лояльность их и желание самоотверженно служить России часто бывали под вопросом, да и обходились они казне дорого.
По этой причине 10 января 1701 году царь Петр I подписал указ о создании школы Пушкарского приказа в Москве. Эта структура стала готовить офицерские кадры в области артиллерийского и военно-инженерного дела. Срок обучения в школе составлял 2 года. Примечательно, что обучали в там не только непосредственно военной науке. Каждый ученик сперва обучался грамоте, и лишь потом переходил к изучению фортификационного искусства, понтонного, минного и артиллерийского дела. Уже в 1702 году стало понятно, что обучение требуется разделить на эдакие аналоги «факультетов», и с 1702 года в школе стали преподавать 2 разных класса (2 разных дисциплины): инженерный и пушкарский.
Следующим шагом к разделению этих классов был указ царя Петра I от 16 января 1712 года. Он гласил, что надобно разделить инженерный и пушкарский классы еще сильнее, создав для каждой дисциплины отдельную школу. Кроме того, государь повелел увеличить количество учеников в этих школах в 4 раза, а также особый упор сделать на их подготовку именно в плане математики. Однако русская армия быстро росла, становилась сильнее и профессиональнее, и к 1719 году стало понятно, что принятые меры для такой большой организации уже недостаточны. Поэтому по новому приказу царя в столице в том же году была учреждена Санкт-Петербургская инженерная школа. Прежняя школа из Москвы была переведена туда же через 4 года, после чего произошло их слияние.
Помимо создания образовательных учреждений, направленных на подготовку достойных кадров для артиллерийских и инженерных частей, велась еще и агитационная работа по привлечению дворня в эти рода войск. Например, можно отметить, что в Табеле о рангах офицеры инженерных полков стояли выше офицеров пехотных и даже кавалерийских частей. Объяснялось это тем, что на обучение и подготовку офицера-инженера затрачивалось куда больше времени, сил и ресурсов, чем на подготовку офицеров других родов войск. Офицерами-инженерами могли стать только самые способные люди, имеющие особый талант к точным наукам, особенно математике.
Все эти предпринятые Петром I меры привели к тому, что уже к середине 1720-х годов инженерные части Российской империи насчитывали более 270 кондукторов, более 60 обер-офицеров, а также 12 штаб-офицеров. Учитывая, что «создавали» их практически с нуля, получилась вполне достойное количество. Кроме того, эти люди действительно были профессионалами и сослужили отличную службу в войнах Петра Великого, и в особенности в войнах следующих русских монархов, где инженерные части российской армии проявляли себя с самой лучшей стороны. И до нынешнего времени инженерные воска России считаются одними из самых лучших, профессиональных и подготовленных.