Понятие «маржа», ее виды и отличительные особенности

Маржа

Многие хотя бы раз слышали термин «маржа», однако не все понимают его значение, ведь для каждой отдельной сферы деятельности оно свое. Это слово часто используется в страховой деятельности, торговых отношениях, биржевой и банковской работе. Если попробовать объяснить несколькими словами, то маржа – это расхождение между стоимостью товаров и услуг, ценами акций и облигаций, процентными ставками и другими показателями.

Говоря о банковской марже можно определить ее как разницу между процентами выданных кредитов и принятых депозитов, иными словами это прибыль банка, получаемая от своей деятельности. На прибыль учреждения оказывают влияние следующие факторы:

  • Процентные ставки по кредитам и депозитам.
  • Сроки, на которые предоставляются клиентам кредитные средства.
  • Сроки, на которые размещают свои денежные средства вкладчики.

Полученной прибылью финансовое учреждение обеспечивает свою хозяйственную деятельность: выплату налогов, покрытие операционных расходов, обеспечивает свою бесперебойную работу и развитие. Маржинальный доход может выражаться в процентах или в денежном эквиваленте любой валюты.

Основные термины

Маржинальная прибыль – величина, складывающаяся из вычитания от валового дохода переменных затрат.

Валовой доход – годовой доход финансово-кредитного учреждения полученный в результате предоставления услуг и продажи банковских продуктов, исчисляемый в денежном выражении.

Прямые расходы – затраты связанные с предоставлением услуг финансово-кредитным учреждением.

Виды маржи

Различают несколько основных видов маржи:

  • Валовая (ВМ) – это объем выручки финансового учреждения сохраняемый после учета прямых расходов. Для того чтобы рассчитать ВМ необходимо годовой доход разделить на общий объем продаж и умножить на 100 %. Чем выше получается ВМ, тем большее количество денег экономит финансово-кредитное учреждение на обслуживании своих обязательств и текущих расходов.
  • Гарантийная – различие между обеспечением исполнения обязательств и выданными кредитными средствами.
  • Вариационная – денежные средства, уплачиваемые или получаемые финансовым учреждением на фондовой бирже.
  • Фронт маржа – денежные средства, полученные от наценки на товар или услугу.
  • Процентная – важный параметр деятельности финансово-кредитного учреждения, определяемый разницей между доходами, выраженными в процентах и расходами в процентах к активам, приносящим доход. Обычно данный показатель находится в открытом доступе финансово-кредитных учреждений для того, чтобы показать клиентам надежность банка.
  • Банковская – разница между ставками по кредитам и депозитам.
  • Кредитная – разница межу ценой товара и размером кредита, выданным для его покупки.
  • Бэк маржа – денежные средства, полученные от проводимых бонусных программ, скидок и акций.

Маржа, наценка и прибыль – это тождественные понятия?

Прочитав все вышесказанное, многие могут сделать вывод, что маржа и прибыль это тождественные понятия, однако это заблуждение. Если углубиться и разобрать оба понятия, то между ними можно найти существенные отличия.

 

Как видно из всех представленных типов маржи, она указывает на разницу между какими-либо показателями и учитывает переменные затраты, в то время как прибыль является конечным финансовым результатом и для ее определения используется совершенно другая формула в которой учтены все полученные доходы и понесенные расходы.

Зачастую также маржу путают с наценкой. Для того чтобы увидеть отличия между двумя показателями стоит запомнить лишь одно: отношение полученной прибыли к стоимости услуги (товара) – это маржа, а отношение полученной прибыли к затратам на производство услуг (товаров) и их реализацию – наценка.

Для полного понимания можно попробовать рассчитать наценку и маржу, тогда вы увидите наглядную разницу в цифрах.

Пример: Финансово-кредитное учреждение приобрело памятную монету за 400 белорусских рублей, а выставило на продажу за 700 белорусских рублей. В таком случае размер наценки составит – (700 — 400) / 400 * 100 % = 75 %. А маржа составит: (700 — 400) / 700 * 100 % = 42,8 %.

Интересно, что наценка вполне может превышать показатель в 100 %, например, быть на уровне 300 или даже 1000 %, тогда как маржа не поднимается выше 100 %.

Выводы

Получается, что маржа это инструмент необходимый для исследования эффективности деятельности финансово-кредитного учреждения. Поэтому перед тем как выводить на рынок новую услугу или товар важно рассчитать начальный показатель маржи. Когда финансово-кредитное учреждение повышает стоимость своих услуг, а показатель маржи при этом не изменяется в большую сторону, то это означает, что затраты на предоставления услуг также растут, а это в свою очередь чревато получением убытков и как следствие банкротством организации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here