Многие хотя бы раз слышали термин «маржа», однако не все понимают его значение, ведь для каждой отдельной сферы деятельности оно свое. Это слово часто используется в страховой деятельности, торговых отношениях, биржевой и банковской работе. Если попробовать объяснить несколькими словами, то маржа – это расхождение между стоимостью товаров и услуг, ценами акций и облигаций, процентными ставками и другими показателями.
Говоря о банковской марже можно определить ее как разницу между процентами выданных кредитов и принятых депозитов, иными словами это прибыль банка, получаемая от своей деятельности. На прибыль учреждения оказывают влияние следующие факторы:
- Процентные ставки по кредитам и депозитам.
- Сроки, на которые предоставляются клиентам кредитные средства.
- Сроки, на которые размещают свои денежные средства вкладчики.
Полученной прибылью финансовое учреждение обеспечивает свою хозяйственную деятельность: выплату налогов, покрытие операционных расходов, обеспечивает свою бесперебойную работу и развитие. Маржинальный доход может выражаться в процентах или в денежном эквиваленте любой валюты.
Основные термины
Маржинальная прибыль – величина, складывающаяся из вычитания от валового дохода переменных затрат.
Валовой доход – годовой доход финансово-кредитного учреждения полученный в результате предоставления услуг и продажи банковских продуктов, исчисляемый в денежном выражении.
Прямые расходы – затраты связанные с предоставлением услуг финансово-кредитным учреждением.
Виды маржи
Различают несколько основных видов маржи:
- Валовая (ВМ) – это объем выручки финансового учреждения сохраняемый после учета прямых расходов. Для того чтобы рассчитать ВМ необходимо годовой доход разделить на общий объем продаж и умножить на 100 %. Чем выше получается ВМ, тем большее количество денег экономит финансово-кредитное учреждение на обслуживании своих обязательств и текущих расходов.
- Гарантийная – различие между обеспечением исполнения обязательств и выданными кредитными средствами.
- Вариационная – денежные средства, уплачиваемые или получаемые финансовым учреждением на фондовой бирже.
- Фронт маржа – денежные средства, полученные от наценки на товар или услугу.
- Процентная – важный параметр деятельности финансово-кредитного учреждения, определяемый разницей между доходами, выраженными в процентах и расходами в процентах к активам, приносящим доход. Обычно данный показатель находится в открытом доступе финансово-кредитных учреждений для того, чтобы показать клиентам надежность банка.
- Банковская – разница между ставками по кредитам и депозитам.
- Кредитная – разница межу ценой товара и размером кредита, выданным для его покупки.
- Бэк маржа – денежные средства, полученные от проводимых бонусных программ, скидок и акций.
Маржа, наценка и прибыль – это тождественные понятия?
Прочитав все вышесказанное, многие могут сделать вывод, что маржа и прибыль это тождественные понятия, однако это заблуждение. Если углубиться и разобрать оба понятия, то между ними можно найти существенные отличия.
Как видно из всех представленных типов маржи, она указывает на разницу между какими-либо показателями и учитывает переменные затраты, в то время как прибыль является конечным финансовым результатом и для ее определения используется совершенно другая формула в которой учтены все полученные доходы и понесенные расходы.
Зачастую также маржу путают с наценкой. Для того чтобы увидеть отличия между двумя показателями стоит запомнить лишь одно: отношение полученной прибыли к стоимости услуги (товара) – это маржа, а отношение полученной прибыли к затратам на производство услуг (товаров) и их реализацию – наценка.
Для полного понимания можно попробовать рассчитать наценку и маржу, тогда вы увидите наглядную разницу в цифрах.
Пример: Финансово-кредитное учреждение приобрело памятную монету за 400 белорусских рублей, а выставило на продажу за 700 белорусских рублей. В таком случае размер наценки составит – (700 — 400) / 400 * 100 % = 75 %. А маржа составит: (700 — 400) / 700 * 100 % = 42,8 %.
Интересно, что наценка вполне может превышать показатель в 100 %, например, быть на уровне 300 или даже 1000 %, тогда как маржа не поднимается выше 100 %.
Выводы
Получается, что маржа это инструмент необходимый для исследования эффективности деятельности финансово-кредитного учреждения. Поэтому перед тем как выводить на рынок новую услугу или товар важно рассчитать начальный показатель маржи. Когда финансово-кредитное учреждение повышает стоимость своих услуг, а показатель маржи при этом не изменяется в большую сторону, то это означает, что затраты на предоставления услуг также растут, а это в свою очередь чревато получением убытков и как следствие банкротством организации.