Для реализации любой сделки в сфере недвижимости требуется собрать массу бумаг, необходимых для полного выполнения договорных обязательств между продавцом и покупателем. Документы для продажи квартиры необходимо будет предъявить и в кабинете нотариуса, в Росреестре и даже в банке. Разберем, что необходимо учесть при подготовке портфеля и какие документы особенно важны.
Как оформить сделку по купле-продаже квартиры
Продажа недвижимости невозможна без подготовки пакета разрешений и уведомлений. Именно продавец отвечает за достоверность и актуальность собранного пакета, он заинтересован в том, чтобы получить деньги без проволочек и возможных судебных разбирательств.
Важные моменты для продавца
С чего начать продажу квартиры? В первую очередь — проверить состояние паспорта и удостоверений личности всех, кто прописан в квартире или имеет на нее имущественные права. Сначала проверьте, не просрочен ли паспорт, нет ли в нем ошибок или подчисток. Если срок действия документа, удостоверяющего личность, в скором времени истекает или на страницах обнаружены подчистки или посторонние надписи, позаботьтесь о том, чтобы обменять такое удостоверение заранее.
Любое расхождение паспортных данных продавца или владельца служит причиной отказа в регистрации факта продажи.
Интересно! Как открыть свой бизнес
Если собственник недвижимости в силу обстоятельств не может присутствовать при продаже, следует заблаговременно оформить доверенность на продавца. Этот документ заверяется печатью нотариуса. В нем оговаривается передача прав на:
- процесс продажи, передачу финансов;
- регистрацию сделки;
- передачу договора покупателю;
- оказание иных услуг, предусмотренных гражданским кодексом РФ.
Также следует подготовить дополнительные разрешения в случае, если в квартире зарегистрированы или имеют на нее имущественные права недееспособные лица. Сюда относятся инвалиды, дети, престарелые граждане, нуждающиеся в присмотре и т. д. Если вы являетесь собственником такой квартиры, то среди прочих документов необходимо получить разрешение органов опеки и попечительства, которые должны убедиться, что права незащищенных членов общества будут соблюдены и без жилья никто не останется.
Если в продаваемом доме или квартире в настоящее время прописаны люди, то необходимо заблаговременно решить вопрос снятия с регистрационного учета. Выписаться можно на портале Госуслуг или через МФЦ. Дополнительным гарантом для покупателя послужит выписка из домовой книги, удостоверяющая, что на данной жилплощади к моменту продажи нет зарегистрированных жильцов.
Выписка из книги должна быть свежей, ведь срок ее действия — 1 календарный месяц.
Квартиры в браке — еще одна головная боль. Даже если супруги давно разведены, имущественные вопросы часто остаются нерешенными. Чтобы проблема дележа имущества не касалась покупателя, лучше всего получить нотариально заверенное согласие второй половины на продажу жилья.
Важные моменты для покупателя
Документы для купли-продажи квартиры необходимо проверять на достоверность вписанных данных. Первое, на что стоит обратить внимание покупателю, — в чьей собственности находится жилье, имеет ли продавец права на продажу данной жилплощади. Для этого стоит увидеть выписку из ЕГРН о правах на эту недвижимость, а еще лучше запросить такую выписку самостоятельно.
Чтобы полностью обезопасить себя, попросите у собственника документ, подтверждающий его права на жилье. Если продажа квартиры ведется от собственника, документы могут быть такими:
- предыдущий договор о покупке квартиры;
- свидетельство о праве на наследство;
- договор дарения;
- документы, удостоверяющие переход квартиры из государственной собственности в частную (приватизация).
Можно также отследить процесс передачи права собственности, то есть сколько раз менялись владельцы в квартире, были ли судебные споры по жилплощади. Подобные документы можно запросить на портале Госуслуги.
Какие еще важны документы для продажи квартиры от собственника? Нелишним будет запросить сверку по коммунальным платежам, удостовериться в отсутствии задолженности. Проверьте, есть ли согласие супруга на продажу. Удостоверьтесь, что в квартире не была произведена незаконная перепланировка.
Интересно! Кредит для покупки авто — плюсы и минусы
Список документов для продажи квартиры
Продавцу важно знать, какие документы нужны для продажи квартиры. В списке обязательно должны присутствовать разрешения и удостоверения, указанные ниже.
- Паспорта всех собственников квартиры. Если владельцем квартиры является несовершеннолетний или недееспособный гражданин, то документ предъявляет и он, и его опекун. Если владелец отсутствует, паспортные данные указывает доверенный представитель собственника. Если владелец не является гражданином России, то ему следует предъявить нотариально заверенный перевод паспорта или вид на жительство РФ.
- Справка о составе семьи владельца квартиры. Такая выписка позволит узнать историю имущества и его собственников. Заказать справку можно через портал Госуслуги или МФЦ. Документ оформляется бесплатно.
- Договор купли-продажи. Основной документ для продажи квартиры в 2022 году. Здесь указывается факт передачи имущества от одного хозяина другому, стоимость жилья, реквизиты собственников, кадастровый номер недвижимости и прочие данные. Договор недействителен без акта приема-передачи.
- Выписка из Госреестра. Справка ЕГРН позволит узнать, что имущество не находится ни в залоге, ни под арестом. Сейчас такую справку можно получить онлайн.
- Нотариальная доверенность — требуется, когда сам владелец сделкой не занимается. В документ вписываются данные собственника и доверенного лица, который может руководить продажей в интересах доверителя.
- Разрешение органов опеки. Требуется, если недвижимостью или ее долей владеют недееспособные лица.
- Свидетельство о рождении ребенка. Необходимо, когда в семье имеются несовершеннолетние дети. Если ребенок неродной, следует оформить разрешение органов опеки. Если подростку уже исполнилось 14 лет, вместе со свидетельством в договор нужно вписать данные его паспорта.
- Согласие супруга на продажу жилья.
- Документ, подтверждающий права собственника на квартиру. Это может быть предыдущий договор покупки, приватизационные документы и прочее.
- Техпаспорт на квартиру — подтверждает отсутствие незаконных перепланировок.
Интересно! Как погасить ипотеку материнским капиталом
Какие еще документы нужны собственнику для продажи квартиры? Можно заверить свою добропорядочность, предъявив покупателю справки об отсутствии коммунальной задолженности, документы о проверке счетчиков и т.д.
Документы для продажи доли в квартире
Какие документы для продажи квартиры от собственника потребуются, если продается лишь доля недвижимости? К основному пакету следует приложить еще два документа:
- письменные отказы от покупки доли от других собственников;
- извещения о продаже доли имущества (после того, как были получены отказы от остальных дольщиков).
Письменный отказ нужно получить от всех собственников данного жилья — ведь именно они имеют первоочередное право выкупа. Чтобы получить такой отказ, необходимо своевременно известить дольщиков о возможной продаже и предложить им выкупить данную собственность. Извещение для продажи доли может иметь такой вид:
Если извещения вручаются лично, распечатайте их в двух экземплярах. Один бланк следует отдать дольщику, который обязан расписаться и поставить дату вручения на втором экземпляре. После получения извещения каждый владелец в течение месяца принимает решение о покупке доли или об отказе от такого приобретения. Когда собраны все отказы, можно оформлять договор купли-продажи.
В договоре продажи доли следует указать не только номер дома, но и детально расписать расположение комнаты или части дома, указав имеющееся в ней имущество (мебель, к примеру, или бытовую технику, которая продается вместе с долей).
Пошаговая инструкция продажи квартиры
Когда собраны необходимые документы, можно приступать к продаже. Процесс займет два этапа. Пошаговая инструкция по продаже квартиры будет выглядеть так:
- Проведение предпродажной подготовки. Косметический ремонт и вымытые окна — лучшие помощники в деле продажи квартиры.
- Размещение объявлений на сайтах или в масс-медиа.
- Отсеивание риелторов, посредников и сопутствующих лиц.
- Проведение предварительного осмотра квартиры потенциальными покупателями.
- Проверка документов продавца и покупателя.
На этом предварительный этап будет завершен.
Непосредственная продажа займет меньше времени.
- Заключают предварительный договор.
- Передают задаток.
- Подписывают и регистрируют основной договор купли-продажи.
- Передают ключи.
- Перечисляют деньги.
- Уплачивают налоговые отчисления.
Интересно! Финансовая пирамида – что это такое, как распознать
Зачем нужны два договора? Предварительный заверяет намерения продавца и покупателя, письменно удостоверяет сумму задатка и ограничивает время, необходимое для завершения продажи. В течение выделенного срока продавцу следует собрать документы, а покупателю — найти деньги для покупки.
Основной договор составляется в трех экземплярах. Действительным он становится после регистрации в МФЦ или Росреестре. Стороны обращаются с соответствующим заявлением, и в государственные данные вносятся информация о смене собственника. После регистрации новый владелец получает выписку и договор, а продавец — только договор. После этого составляется акт приема-передачи, и в квартиру вселяются новые собственники.
Продажей жилья вполне можно заняться самостоятельно. Список документов не особенно велик, и если на квартиру нет обременений или в ней не проживают недееспособные граждане, то сделка проходит в течение нескольких недель.