Евробюрократы, исчерпав санкционный потенциал и видя достаточно скромные и не удовлетворяющие результаты, перешли от санкций к работе по контролю над их исполнением.
ЕК обсуждает возможность ввода санкций против стран, поставляющих продукцию, попавшую под антироссийские ограничения. Прорабатываются ограничения для Турции, ОАЭ и государств Центральной Азии. Вводится термин перечня товаров, «вызывающих обеспокоенность». Далее будут публиковаться бюллетени предупреждений и номенклатуры будут включены в некий мониторинг экспортного контроля. Самое интересное, какие меры будут предприниматься к нарушителям – странам, компаниям и физическим лицам, неизвестно.
Реакция стран на введенные против них пока гипотетические ограничения, решительно непонятна. Равно и как то, будет ли Россия противодействовать, или вновь ограничится выборочными действиями (например, товарооборот с Финляндией низведен на уровень двух порядков ниже, чем до вступления в НАТО) и многочисленными, но совершенно беззубыми словесными интервенциями.
Еще менее понятна эффективность подобных мер. Принципиально, бюрократия всегда проигрывает частной инициативе, если, правда, контроль за товарными потоками не тотален. Кстати, именно это и будет основной интригой новых санкций. Пока к эффекту от новых усилий Запада отношение скептическое. С другой стороны, мало сомнений, что «санкционка», в результате, станет для россиян еще дороже.