Эксперты ЦБ считают, что финансовая услуга рассрочки по факту является вариантом кредитования. Однако предприятия и торговые сети, предоставляющие подобные услуги, не всегда подробно оговаривают условия своей ответственности и не фиксируют ее документально. Чтобы защитить покупателя и его денежные интересы, финансисты предложили видоизменить алгоритм рассрочки.
На российском рынке существует несколько форматов этого вида займа под товар:
- Предоставление товара в рассрочку при содействии магазина с партнерами: банками или МФО, — классический вариант POS-кредита.
- Использование целевых пластиковых карты по оплате рассрочек.
- Формат «покупай сегодня, а плати позже» (BNPL). Сервисы есть у «Яндекс» («Сплит»), банка «Тинькофф» («Долями»), Альфа-банк («Подели»).
Чтобы защитить интересы покупателей (фактически заемщиков), ЦБ предлагает услугодателям при заключении сделки обговаривать ставку кредитования и фиксировать конечную стоимость товара. Покупатель должен знать перечень возможных рисков, связанных с передачей долговых обязательств третьим лицам (коллекторские агентства). Есть в качестве защитной меры и требование о пороге штрафных за просрочку оплаты очередной доли. В будущем будет запрещено устанавливать разные цены для товара, приобретаемого сразу и путем частичного погашения суммы.
От введения новшеств выиграют не только клиенты, но и финансовые учреждения. Для аккумуляции сведений о рассрочках, регулятор предложил документацию по ним приравнять к кредитным договорам, чтобы отправлять данные в БКИ. Благодаря этим данным, банки смогут более точно оценивать финансовое состояние и долговую нагрузку потенциальных заемщиков. Входящее в систему СБЕР Объединенное кредитное бюро еще в конце прошлого года информировало, что планирует собирать сведения о рассрочках в кредитные истории своих вкладчиков.