Ассоциация банков России (АБР) предложила механизм, который призван бороться с мошенническими действиями. Идея состоит в том, чтобы дать возможность кредитным организациям блокировать карты клиентов, если есть подозрение, что на них поступили списанные злоумышленниками средства. Эксперты считают, что в этом случае могут пострадать и добросовестные клиенты.
Заседание комитета по информбезопасности АБР, где предлагается обсудить новую меру, состоится 27 августа, пишет «Коммерсант». Предполагается, что поправки нужно будет внести в антиотмывочный закон и закон «О национальной платежной системе». Изменения позволят банку получателя без согласия клиента-плательщика «приостановить использование клиентом-получателем электронного средства платежа» до подтверждения легитимности трансакции.
В настоящее время заблокировать карту можно только в момент списания средств из банка отправителя. Как правило, клиент понимает, что стал жертвой мошенников, значительно позже, тогда сделать уже ничего нельзя. По словам банкиров, существует временной лаг между зачислением средств и снятием их в банкомате, и именно это время будет у банка-получателя на то, чтобы временно заблокировать полученные мошенническим путем средства.
Срок блокировки – 30 рабочих дней, если отправитель обратится в полицию. Если же он не предпримет никаких действий, то карта получателя денег будет разморожена через два дня.
По словам экспертов, нововведение серьезно осложнит вывод похищенных средств. Впрочем, у некоторых специалистов по информбезопасности есть сомнения в действенности предложений. В частности, не ясно, почему блокировка длится 30 дней. Срок должен определяться реальным временем расследования подобных преступлений. Кроме того, необходимо предусмотреть ответственность за злоупотребление блокировкой.