Федеральная антимонопольная служба выявила, что стоимость билетов на направлениях, где используются Sukhoi Superjet 100, выше, чем там, где эксплуатируются другие воздушные суда. По словам авиакомпаний, все дело в том, что эти самолеты часто простаивают из-за поломок.
Проблема описывается в письме, направленном главой ФАС Игорем Артемьевым вице-премьеру Максиму Акимову, министру транспорта Евгению Дитриху и министру промышленности и торговли Денису Мантурову, передает РБК.
Антимонопольщики проверили 51 маршрут группы «Аэрофлот», которая является крупнейшим эксплуатантом SSJ: сейчас в парке перевозчика 49 лайнеров, еще 100 должны поступить к 2026 году. Выяснилось, что средняя стоимость авиабилетов на маршрутах, обслуживаемых Superjet, на 20% выше, чем на других самолетах.
Разница обусловлена высокими расходами авиакомпаний на обслуживание SSJ (7 рублей за кресло-километр против средней ставки 4 рублей за кресло-километр). По словам представителей компаний и аэропортов, основная причина более высоких расходов воздушного судна SSJ в длительных простоях – из-за ожидания запчастей и ремонта.
Это подтверждается показателем среднего налета в сутки, который для Superjet за 2018 год составил 3,6 часа в сутки, когда как у Airbus A320 и Boeing 737-800 – в среднем по 10 и 11 часов в сутки соответственно. У эксплуатантов SSJ возникают постоянные проблемы с этими самолетами. В результате они вынуждены поднимать цены на билеты, чтобы финансировать более высокие затраты, связанные с меньшим количеством часов налета в среднем в день.
ФАС предлагает субсидировать из бюджета расходы авиакомпаний на лизинг SSJ. «Для этого государственным лизинговым компаниям потребуется изменить условия договоров с эксплуатантами», – подчеркнул Артемьев. Впрочем, размер возможной господдержки компаний, эксплуатирующих SSJ, он не озвучил.