Уже несколько лет в России поэтапно вводится система идентификации различных товаров, направленная на борьбу с теневым рынком производства и дистрибьюторов, а также предоставление конечному потребителю качественной продукции. В списке обязательных к маркировке товаров, определенном правительством, находится, в том числе, и обувь. Обязательная идентификация данной продукции должна была начать действовать с марта 2020 года. Однако, в правительстве было принято решение сделать перенос сроков запуска программы, чтобы дать возможность бизнесу лучше подготовиться к изменениям. В 2021 году данная система будет работать уже в полную силу.
Сроки введения обязательной маркировки
Первые шаги по маркировке обуви были сделаны еще в 2018 году. Тогда процедура была экспериментальной, и в пилотном проекте участвовало несколько компаний. После получения результатов проведенных опытов, идентификация приобрела общегосударственные масштабы.
Изначально, обязательная маркировка обуви в стране должна была начаться с 1 марта 2020 года. Однако, 29 февраля 2020 года председателем правительства Михаилом Мишустиным было подписано постановление №216, которое включает несколько корректировок к изначальному документу – постановлению №860 от 05.07.2019 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров…».
Постановление №216 санкционирует перенос процедуры идентификации на 4 месяца вперед. То есть, с 01 июля 2020 года нельзя осуществлять производство, импорт, ввод и вывод из оборота обуви без специального кода. Также, в документе изменены и другие сроки идентификации обувной продукции:
- импортные товары, которые были куплены до 01.07.2020 года, но были ввезены позже этой даты, могут пройти процедуру нанесения кодов-идентификаторов до 01.08.2020;
- нераспроданные остатки должны быть промаркированы до 01.09.2020.
Необходимость использования пролонгированных сроков процедуры подтверждается наличием соответствующей документации (например, расходные накладные с указанием даты приобретения продукции).
Маркировке подвергаются и другие потребительские товары. При помощи мобильного приложения, которое расшифровывает код-идентификатор, покупатель можно получить полную информацию о продукте с момента его производства и до непосредственной продажи. Это позволяет бороться с подделками и предоставлять потребителю качественные товары, соответствующие санитарным нормам. Обязательной маркировке подвергаются не только обувь, но и изделия из меха, лекарства, продукты питания, сигареты и папиросы. А с 2021 года этот перечень дополнят товары легкой промышленности: постельное белье, кухонные полотенца, банные принадлежности, предметы одежды и др.
ЕНВД и патенты при реализации обуви
Непосредственно сама процедура маркировки – не единственное изменение, которое касается продавцов продукции, требующей обязательной идентификации. С 01 января 2020 года при реализации подобных товаров для ведения своей деятельности бизнес не может применять такие налоговые режимы, как ЕНВД и патент. Данные положения утверждены в федеральном законе от 29.09.2019 № 325-ФЗ, регламентирующем изменения в Налоговом кодексе РФ.
Однако, учитывая последние новости о том, что сроки для обязательной маркировки обуви перенесены Положениями № 860 и 216, сдвигаются сроки и в отношении использования налоговых режимов. Таким образом, применять ЕНВД и патенты при продаже обуви нельзя с 01.07.2020.
Налогоплательщики, которые осуществляли свою деятельность при помощи ЕНВД, могут в дальнейшем использовать для ведения своего бизнеса УСН. Переход на новый налоговый режим возможет с начала месяца, в котором прекращается их обязанность применять ЕНВД. При этом, о подобных изменениях необходимо уведомить налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня прекращения использования ЕНВД. То есть, если организация или ИП переходят на новый налоговый режим с 1 июля 2020 года (со дня вступления в силу требования обязательной маркировки), то уведомить налоговый орган о данном событии необходимо до 30 июля 2020.
Какую обувь маркировать не нужно
В Постановлении №860 о Правилах маркировки в пункте 4 указывается, на какую продукцию требования идентификации не распространяются. К таким товарам относятся:
- обувь, находящаяся на временном хранении;
- продукция для таможенного транзита по территории ЕАЭС (до внутреннего таможенного органа);
- продукция для таможенного транзита за пределами территории ЕАЭС;
- обувь для продажи в странах ЕАЭС, где не применяется обязательная идентификация;
- обувные товары, предназначенные для тестирования на соответствие нормам и требованиям стандартизации, принятой в РФ и странах ЕАЭС;
- продукция, которая не будет в дальнейшем реализована (выставочные или экспериментальные образцы);
- обувь, которая будет продана в магазинах беспошлинной торговли (duty free);
- конфискованный или арестованный товар и др.
Этапы маркировки
Мониторинг обуви выполняется на основании Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак». В процессе введения в эксплуатацию обязательной идентификации все участники, которые задействованы и производстве, импорте или реализации продукта, должны пройти регистрацию в системе «Честный знак». Предварительно необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись, для чего следует обратиться в одно из представительств Минкомсвязи России.
В систему «Честный знак» вносится полная информация о продуктах, что позволяет исключить использование контрафактов и делает товарооборот «прозрачным». Для выполнения идентификации в Личном кабинете необходимо заказать индивидуальные коды Data Matrix для каждого имеющегося товара, который подлежит реализации. Полученные коды распечатывают на принтере и приклеивают к упаковке или бирке (для этих целей можно использовать специальное маркировочное оборудование).
Для работы с системой идентификации необходимо обновить кассы, чтобы аппарат считывать сканером идентификатор и мог работать с реквизитом «Код товара». При этом каждая продажа пары обуви должна проходить через кассовый аппарат.
Регистрация участников в системе началась еще летом 2019, а получить коды Data Matrix можно было с октября того же года. Несмотря на то, что сроки начала контроля оборота переносились, отмена данной процедуры не планируется. Поэтому в 2021 году производители, импортеры и розничные продавцы должны использовать в своем бизнесе только продукцию с нанесенными кодами. А к 2024 году планируется создание единой общегосударственной системы идентификации и отслеживания продукции различного вида, поддержку которой сопровождает Центр развития перспективных технологий.
Срок введения обязательной маркировки перенесен: видео
Источник: https://2021god.com