Министры энергетики из двух десятков самых важных нефтедобывающих стран мира отправятся в Вену на следующей неделе для решающей встречи ОПЕК +. Главным вопросом повестки дня будут переговоры о том, продлить или углубить нынешний уровень сокращения добычи нефтяного картеля, который должен закончиться в марте 2020 года.
Что такое ОПЕК +?
ОПЕК + — это группа из 24 нефтедобывающих стран, состоящая из 14 членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и 10 других стран, не входящих в ОПЕК, включая Россию.
Блок ОПЕК номинально возглавляет Саудовская Аравия, крупнейший производитель нефти группы, в то время как Россия является крупнейшим игроком среди стран, не входящих в ОПЕК.
Формат появился на свет в 2017 году с соглашением о координации добычи нефти между странами в попытке стабилизировать цены. С тех пор группа заключила соглашения для своих членов о добровольном сокращении и наращивании добычи в ответ на изменения мировых цен на нефть.
На долю ОПЕК приходится около трети мировых поставок нефти, а страны, не входящие в ОПЕК, доводят общую долю мировой нефти, покрываемой этой сделкой, чуть меньше половины. Крупнейший в мире производитель энергии, США , не участвует в сделке, равно как и Китай, или другие ведущие западные производители, такие как Великобритания, Канада и Норвегия.
О каких сокращениях добычи нефти договорились ОПЕК и Россия?
В последней сделке группа ОПЕК + обязалась сократить добычу нефти на 1,2 миллиона баррелей в сутки (баррелей в сутки) — около 3% добычи членов — с контрольного уровня, установленного в октябре 2018 года. После продления срок действия этой сделки должен истечь в конце марта 2020 года.
Два главных производителя — Саудовская Аравия и Россия — согласились взять на себя основной удар сокращений.
Тем не менее, две страны разошлись, когда речь заходит о соблюдении своих квот. Саудовская Аравия, главный болельщик этой сделки, сократила добычу более чем на 850 000 баррелей в сутки, что в одиночку охватило более двух третей целевого показателя в 24 странах. Даже до того, как удар по поставкам после атаки на крупнейший нефтяной объект в сентябре, Эр-Рияд был активным участником сделки.
Тем временем Россия в третьем квартале добыла 250 000 баррелей в сутки. Фактически, Россия выполнила свою ежемесячную квоту ОПЕК + только три раза в этом году, когда ее экспорт нефти пострадали из-за загрязнения трубопровода «Дружба».
Будет ли ОПЕК + расширять свои производственные сокращения?
Дискуссии в Вене, вероятно, будут дебатами между расширением текущего сокращения добычи после его конечной даты марта 2020 года или соглашением ввести более глубокие сокращения, потенциально принимая целевой показатель с 1,2 миллиона баррелей в сутки до 1,6 миллиона баррелей в сутки.
Один из крупнейших мошенников ОПЕК, Ирак, на этой неделе, похоже, высказался за углубление сокращений. Его министр нефти сообщил журналистам, что после нескольких месяцев избыточных поставок Ирак в настоящее время выполняет свою квоту и заявил, что группа рассмотрит возможность сокращения производства.
Его комментарии сблизили двух крупнейших производителей ОПЕК — Ирак и Саудовскую Аравию. Тем не менее, Саудовская Аравия все еще не отреагировала публично на достижения Ирака, и почти все пришли к консенсусу в конце дня, так как аналитики ранее убеждены, что группа согласится только на продление нынешнего соглашения.
Выступая на прошлой неделе, Хелима Крофт, глава отдела сырьевых товаров в РБК, сказала американскому каналу CNBC : «Похоже, что он настроен на то, чтобы пролонгировать это соглашение, возможно, поднять его до июня 2020 года».
Чего хочет Россия от ОПЕК+?
Основное возражение против более глубоких сокращений исходит от России — члена, не входящего в ОПЕК, который обычно превышал свои квоты на добычу.
Российский министр энергетики Александр Новак заявил, что еще слишком рано даже рассматривать вопрос о продлении текущих квот после даты окончания марта 2020 года, не говоря уже о более глубоком раунде сокращений. Он высказался за то, чтобы перенести обе дискуссии на первые месяцы нового года.
«Мы остаемся в сделке с теми же квотами. Мы встретимся в конце первого квартала для обсуждения. Это наши предложения », — заявил журналистам российский нефтяной гигант« Лукойл » Равиль Маганов после встречи представителей промышленности и Министерства энергетики в Москве.
Новак также услышит слова президента Владимира Путина. Путин сказал, что в последнее время внутренние проблемы, возможно, движут «жесткой позицией» Эр-Рияда в направлении более глубоких сокращений. «Это связано с IPO Saudi Aramco», — сказал Путин. «Все это понимают.
Вопреки пожеланиям Саудовской Аравии, источники утверждают, что Россия будет утверждать, что сокращать добычу зимой опасно, поскольку производственные площадки могут быть повреждены из-за экстремальных температур на сибирских нефтяных месторождениях, на которые приходится две трети добычи в России.
Помимо выполнения требований внутренних органов ОПЕК, Россия также хочет протолкнуть собственное изменение: вмешательство в правила бухгалтерского учета ОПЕК относительно того, как газ вносит вклад в нефтяные квоты, — шаг, который может позволить России фактически увеличить добычу нефти в рамках условия текущего соглашения.
Это, однако, далеко не готовая сделка, поскольку Ирак заявляет, что России нужно будет настаивать на своем аргументе в Вене. Более того, отказ России соблюдать уже согласованные сокращения может означать незначительную доброжелательность.
Каково будущее ОПЕК+?
Помимо дискуссий о возможном расширении сокращения производства, политика ОПЕК всегда хрупка, и рынки будут пристально следить за тем, насколько надежна сделка ОПЕК + и, в частности, российско-саудовские отношения.
«Намерения России будут критически важным аспектом [ОПЕК +] в будущем, особенно в связи с тем, что они хотят иметь некоторую свободу маневра на [газовом] конденсате и потенциально добывать больше», — сказал Джон Килдуфф из Again Capital News CNBC. «Они будут участвовать в сделке только на словах».
Несмотря на нежелание России сокращать добычу, аналитики подчеркивают, что Россия сохранит приверженность формату ОПЕК + по более широким геополитическим и коммерческим причинам.
«Финансовые выгоды и стратегическая выгода мягкой силы намного перевешивают стоимость закрытия нескольких сотен тысяч баррелей», — сказал Крофт из РБК. «Россия получила огромный выигрыш в плане новых сделок, заключенных с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами».
Эти новые соглашения включают выгодные оборонные контракты , поскольку Россия усилила свою роль главного дипломата и решателя проблем на Ближнем Востоке после ухода США из Сирии, при этом имея возможность поддерживать сердечные отношения со всеми основными державами в регионе.