Агрегаторов такси обяжут передавать в ФСБ данные обо всех поездках россиян

Агрегаторов такси обяжут передавать в ФСБ данные обо всех поездках россиян

Правительство России внесло в Госдуму законопроект об агрегаторах такси, который обяжет службы заказа предоставлять Федеральной службе безопасности (ФСБ) доступ к базам данных. Соответствующий документ размещен в системе обеспечения законодательной деятельности в среду, 11 мая.

Согласно проекту закона (121564-8), ФСБ получит автоматизированный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, которые используются для хранения, получения, обработки и передачи заказов.

Уточняется, что новый законопроект предусматривает возможность самозанятым физическим лицами получить разрешение на работу в такси при условии заключения договора со службой заказа. Также он вводит ограничения на допуск к управлению легковым такси.

Ранее Минтранс предложил обязать агрегаторов такси передавать данные ФСБ в режиме онлайн. Согласно инициативе, они станут предоставлять «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным ФСБ. Речь идет о данных, «используемых для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси».

По словам председателя координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист», члена общественного совета при Минтрансе России Андрея Попкова, этот вопрос назревал давно. Эксперт объяснил, что инициатива Минтранса необходима для повышения безопасности перевозок. Попков напомнил, что в такси сейчас работает много выходцев из стран ближнего зарубежья.

Какие данные о пассажирах службы такси будут обязаны передавать в ФСБ

Агрегаторов такси могут обязать передавать данные ФСБ, причем в онлайн-режиме. Такое требование указано в новой версии законопроекта о перевозке пассажиров, разработанной Минтрансом.

Компании должны будут предоставить спецслужбе удаленный доступ к своим информационным системам. Речь идет о данных, «используемых для получения, хранения, обработки и передачи заказов легковых такси». Что именно под этим подразумевается, в тексте законопроекта не уточняется. Кроме того, компании обяжут передавать сведения о перевозках, в том числе о местоположении такси и водителя в Региональную навигационно-информационную систему.

Такие изменения необходимы для оперативной работы ФСБ, сообщила председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова, которая участвовала в разработке законопроекта:

 

«Наверное, многих пугает то, что ФСБ может в любое время в онлайн-режиме получать данные о пассажирах. На самом деле сегодня сотрудники службы безопасности тоже могут узнать о поездках любого гражданина на территории России, но просто по запросу. То есть процесс просто более бюрократизированный.

Когда мы говорим о новом тексте законопроекта, надеюсь, в дальнейшем о законе, то такие сведения можно предоставить быстро и в онлайн-режиме. Многих пугает, что передача данных идет через интернет, но она не осуществляется в постоянном режиме. То есть агрегаторам не нужно постоянно передавать всю информацию в ФСБ. Разница именно в оперативности. Когда мы говорим о принципе национальной безопасности, то часто возникают ситуации, когда что-то произошло и буквально в течение часа сотрудникам ФСБ нужно получить эти данные, чтобы раскрыть преступление либо предотвратить его.

Никто эту информацию целыми днями мониторить не будет. Но когда нужно найти конкретную машину, конкретные точки либо конкретного пассажира, то этой бюрократии уже не будет, ФСБ заходит, находит заказ, сведения и дальше продолжает работу. Сегодня же агрегаторы могут отвечать на запрос в течение 30 дней».

Чем грозит передача данных клиентов ФСБ?

Гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов уверен, что возможные опасения напрасны:

«Риски связаны в первую очередь с человеческим фактором, как мы увидели из недавней истории с «Яндекс. Едой», когда утек достаточно большой объем данных. Тем не менее у агрегаторов достаточно хорошо обстоит дело с хранением данных.

Если уж они сами их умеют хранить достаточно хорошо, то передача в силовые структуры, в частности, в ФСБ вряд ли принесет какие-то дополнительные риски. Более того, если следить за мировыми трендам развития технологий, которые касаются наблюдения, выявления личности преступников, ничто не стоит на месте.

Используя весь массив данных, информацию с камер, можно достаточно эффективно бороться с преступниками и террористами.

Опять же, если за кем-то установлен контроль, то и при старом порядке вещей спецслужбы получали данные в режиме реального. И что бы ни думали граждане, это общемировая практика».

Кроме того, в рамках законопроекта Минтранс предлагает ввести минимальный тариф на перевозку, устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителей, ужесточить ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни или имуществу пассажира, а также ввести региональные реестры перевозчиков и служб заказа. Работа над документом ведется с 2015 года, и предложения постоянно меняются — от установки «шашечек» до запрета иностранцам работать в такси.

К новой версии законопроекта также возникают вопросы, сообщила представитель «Ситимобил» Полина Ломоносова:

«Мы продолжаем внимательно следить за законотворческой деятельностью и в курсе обсуждений нового закона такси, который, честно говоря, во многом повторяет отклоненные ранее редакции и который получил достаточно негативные отзывы от участников отрасли и рынка. Конечно, «Ситимобил» надеется, что законопроект не будет вводить ограничения. В текущей экономической ситуации требования будет выполнить сложно. Пока что закон все-таки находится на первой стадии обсуждения. В него еще будут вноситься правки, поэтому каких-то предсказаний на будущее у нас нет».

Как пишут СМИ, законопроект Минтранса уже согласовали многие министерства и надзорные органы, в том числе Минюст, Минэкономразвития и Федеральная налоговая служба.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here