В связи с глобальной пандемией коронавируса, многим школьникам и студентам, а также их родителям пришлось познакомиться с дистанционной формой образования.
Данная мера, предусматривает проведение уроков посредством интернет соединения и приложений позволяющих общаться на расстоянии. Такое решение является вынужденным, и было необходимо для того, чтобы исключить большое скопление детей и возможность их заражения при распространении вируса в классах.
Такой подход имеет ряд преимуществ и снижает риск заражения детей, но, негативно отражается на качестве образовательного процесса, обучении и передаче знаний. Поэтому, для многих родителей одним из основных вопросов, являет то, будет ли дистанционное обучение в 2021-2022 учебном году.
Рассмотрим вероятность принятия данной меры и наличие предпосылок в введению удаленки.
Эпидемиологическая ситуация в России
Для принятия решения о том, будет ли дистанционка в 2021 и последующем году, учитываются показатели эпидемиологической ситуации в стране. Так, при ухудшении ситуации и общей тревожной динамике роста количества зараженных в сутки могут приниматься меры по изоляции людей, включающие в себя как введение внеплановых выходных, так и перевод учащихся на удаленку.
Несмотря на периодические улучшения статистики и идущую вакцинацию, эпидемиологическая ситуация в стране остается тревожной. Причиной тому, как медленные темпы вакцинирования населения, так и волнообразный принцип действия эпидемии коронавируса.
Как правило, в осенне-зимний период наблюдается существенный прирост заболевших, из-за снижения иммунитета у людей, а также из-за дополнительного негативного воздействия на состояние здоровья простудных заболеваний и сезонного гриппа.
Не стоит забывать и о постоянной мутации вируса, приводящей к снижению эффективности действия вакцин, повышению заразности и многим другим негативным факторам.
С учетом всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что дистанционное обучение в Москве и других городах и регионах России, может быть введено в случае существенного повышения количества заражений в сутки и при наличии динамики в длительной перспективе.
Будет ли введен локдаун в 2021-2022 из-за коронавируса?
Вероятность введения локдауна сохраняется на достаточно высоком уровне. На фоне ряда стран Европы, где успешно проводится массовая вакцинация, и количество привитых доходит до 70% и более процентов взрослого населения, показатели в России существенно ниже.
Если ситуация не будет изменена в обратную сторону или не будет разработано других мер по сдерживанию распространения инфекции, очередной локдаун может стать лишь вопросом времени.
К примеру, правительством принято решение о том, что дни с 30 октября по 7 ноября будут праздничными, в том числе для того, чтобы снизить скорость распространения вируса и количество зараженных.
На этот период будут введены ограничение на передвижение граждан и проведение массовых мероприятий в ряде регионов страны. Также, сообщается о том, что локдаун может быть продлен и на больший срок при принятии такого решения региональными властями.
На практике, введение локдауна может произойти в осенние, зимние или весенние месяцы, когда из-за холодов повышается риск заболевания не только КоВидом, но и стандартным гриппом и простудными заболеваниям.
В этот период существенно повышается нагрузка на систему здравоохранения, в результате чего больничные стационары исчерпывают ресурс свободных койко-мест. В такой ситуации существенно снижается качество медицинского обслуживания и неминуемо возрастает смертность.
Чтобы избежать данной проблемы вводится локдаун с ограничением передвижения и массовых мероприятий. Это нужно для того, чтобы снизить количество заражений и нагрузку на медицинские учреждения, работающие с больными в стационарном и амбулаторном режиме.
В каких регионах могут объявить карантин?
Наиболее вероятным, является объявление карантина в самых крупных и густонаселенных городах, областях и регионах страны. В первую очередь это касается Москвы и Санкт-Петербурга, где в силу больше плотности население наблюдается наибольшее количество заражений в общей и ежедневной динамике.
Однако, при значительном ухудшении ситуации, карантин может вводиться не по отдельным населенным пунктам, а по областям, регионам и республикам, входящим в состав Российской федерации.
При объявлении общего карантина, степень и варианты ограничительных мер на местах могут приниматься в соответствии с распоряжениями региональных или централизованных властей.
Продление каникул
Школьные каникулы между четвертями являются отличным способом исключить появление детей в школе и снизить темпы распространения инфекции без вреда для учебного процесса. Однако, продолжительность осенних, зимних и весенних каникул не превышает 10 дней, чего может быть недостаточно для стабилизации эпидемиологической ситуации.
Поэтому, вполне возможным вариантом развития событий является продление каникул на несколько дней или больший срок. При таком подходе исключается дистанционное обучение, а в дальнейшем, программа проходится ускоренными методиками с увеличением нагрузки по количеству осваиваемого материала.
Наибольшая вероятность продления каникул возможна в зимний период. Это можно объяснить как возрастающим количеством заражений в зимний период, так и повышением процента заболеваний гриппом и простудой, что также негативно сказывается на общей эпидемиологической обстановке.
Точно говорить о продлении каникул можно только с учетом эпидемиологической обстановки в конкретный момент времени, а также с учетом прочих факторов.
Будет ли дистанционное обучение в 2021-2022 году?
Сказать об этом заранее невозможно, так как принятие данного решения в первую очередь будет продиктовано сложностью эпидемиологической обстановки.
Необходимость введения дистанционки определяется несколькими факторами:
- Регулярный прирост количества ежедневно заражаемых людей.
- Увеличение общего количества болеющих коронавирусом граждан.
- Критическая перегруженность больничных отделений, что исключает возможность прием новых больных.
- Выявление новых, опасных штаммов устойчивых к разработанным методикам лечения.
Если в ходе мониторинга эпидемиологического состояния будут выявлены тревожные симптомы прироста численности заболевших, стоит ожидать введения соответствующих ограничений, одним из которых может стать дистанционное обучение.
В отличие от первого года пандемии, в этом и последующих годах, пока проблема не будет решена полностью, не стоит ожидать массового локдауна по всей стране. Скорее всего, перевод на дистанционное обучение в 2022 году может быть реализован для отдельных школ, районов, городов, областей и регионов в зависимости от локальной необходимости в реализации подобных мер.
Также, необходимо помнить, что принятие данных мер, возможно, только по рекомендации главного санитарного врача и после согласования с представителями местной и централизованной власти.
Кроме того, для того, чтобы исключить необходимость введения дистанционного обучения, все учителя школ проходят вакцинацию в обязательном порядке и одними из первых. Это снижает вероятность заражения детей, а также вероятность получения заболевания для самих учителей, ежедневно контактирующих с детьми из разных классов.
Формат дистанционного обучения 2021-2022
Формат дистанционного обучения, которое может быть введено в 21-22 годах, разрабатывается с учетом максимально удобного доступа учащихся к знаниями и проводимым урокам. В частности для коммуникаций между учениками и учителем используются стандартные мессенджеры с функцией видеоконференцсвязи.
Задания даются во время уроков, найти дополнительную информацию для изучения можно в общедоступных источниках. Кроме того, по телевидению возможно транслирование каналов, где будут проходить материал для учеников разных школ.
Для студентов получающих средне-специальное или высшее образование, схема, по которой будет проходить дистанционное обучение в России, также включает в себя проведение пар при помощи видеоконференцсвязи. Сдача сессий, скорее всего, будет проходить в офлайн режиме.
Такой подход к организации дистанционки имеет следующие преимущества:
- максимальная техническая доступность;
- простой уровень передачи материала, улучшающий качество обучения;
- возможность проведения регулярных занятий;
- мониторинг успеваемости учащихся благодаря живому общению;
- вовлеченность родителей и других взрослых в обучение ребенка.
С большой вероятностью формат отдельных уроков будет совершенствоваться, и улучшаться исходя из полученного опыта и современных технологических возможностей.
Однако дистанционка по-прежнему не может стать полноценной заменой посещения школы, поэтому ее принятия стоит ожидать только в самых экстренных случаях.
Ситуация в Москве настолько сложная, что введение дистанционного обучения считаю единственно верным решением. Рисковать здоровьем детей сейчас недопустимо.