Сегодня сложно представить новогоднее застолье без ароматных мандаринов, оливье и селедки под шубой. Но, утверждают историки, ранее все было иначе, а Новый год и вовсе не отмечался. Об интересных фактах из истории русского праздничного застолья сегодня и поговорим.
Краткая история русского новогоднего застолья
На рубеже XIX-XX столетия на Новый год навещали родню, но особых увеселительных мероприятий с пышным столом не проводили. Традиционный быт крестьянского народа был еще скромнее, и дата 1 января для него не была особенной. Лишь при Петре I на нее перенесли Новый год.
Ранее 1 января праздновали Васильев день, в честь почитаемого святого Василия Великого. При жизни его рукоположили в архиепископы Кесарии Каппадокийской. Этот день входит в череду святочных – период между Рождеством Христовым и Крещением. Но все же 1 января существовали некоторые кулинарные обычаи. Хоть статус этого дня не сравнивался с Рождеством, его все же выделяли в святочную пору. Его особенность проявлялась и в кулинарии. Празднования начинались накануне, 31 декабря. Тогда же в Васильев вечер устраивали пиршество.
Меню русского праздничного стола
До того как к новогодним застольям стали массово готовить оливье и селедку под шубой, килограммами закупать мандарины, угощения были не менее сытными. Русский народ не представлял Васильева вечера без:
- каши;
- поросенка;
- хлеба.
Каша – это сытная кутья, сладкая и сваренная из разных злаков – пшеницы либо ячменя, риса, гороха. Ее заправляли медом. Кутья считалась обрядовым блюдом на многих праздниках и даже на поминках, но в Васильев вечера была одним из главных блюд.
Ричард Джемс, путешественник из Англии, написал:
«Второе обязательное блюдо русского новогоднего застолья – поросенок, поскольку святой Василий – покровитель свиноводства».
Мельников-Печерский писал:
«Поросенка не резали, его разламывали. Голову отдавали главе семьи».
И третье обязательное «блюдо» — хлеб. Но не обычный, а обрядовый. Поляки заменяли его печеньем, белорусы – блинами, словаки – булочками, сербы с черногорцами – караваем.
Чем лакомились гурманы
С 1850-х годов горожане высших сословий массово праздновали Новый год 1 января. Вскоре он стал вторым главным торжеством после Рождества. Стандартное меню содержало европейские блюда, но поросенка по-прежнему любили готовить. Так, в 1912 году в Петербурге на рождественско-новогодние праздники поросят быстро раскупили – около 250 000 тушек. При этом скупили около 75 000 индеек, 110 000 гусей и 260 000 кур и уток. На десерт ели мороженое, омаров, анчоусы. Среди блюд обязательно были соленые огурцы.
В 20-х годах традиция праздновать Новый год сохранилась. При этом встречали его по новому стилю 14 января. В «Огоньке» 1927 года писали:
«Растущее социалистическое строительство всё больше сжимает кольцо вокруг нэпача. Единственное утешение — попойка в своём кругу, при завешенных окнах. Лучший повод для этого — встреча старого Нового года, по старому стилю. Трудящиеся уже продвинулись на тринадцать дней в 1927 году, а нэпач только-только провожает пьяными слезами 1926-й. <…> На тарелочках времён Наполеона — моссельпромовская колбаса, рядом — белые хризантемы, икра в банке «Аз-рыбы» и в мелком хрустальном сосуде — салат-оливье…».
С развитием советских кулинарных традиций столы стали богаче. В семьях с маленьким достатком готовили блины с кашей, творог с пирогами, мясо с рыбой, если получалось их достать.