Путин и главы ДНР и ЛНР подписали договоры о признании независимости республик. Чем нам это грозит и будут ли санкции? СМИ приводят мнения и предположения политологов.
Признание ДНР и ЛНО: что это значит с точки зрения права?
Теперь Россия сможет выстраивать с ДНР и ЛНР любые отношения и заключать договоры без оглядки на официальный Киев, рассказал РБК доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ Сергей Гландин. Республики смогут обратиться к России за военной или гуманитарной помощью.
Заключается в том числе договор об установлении дипломатических отношений: тогда на территории государств могут появиться посольства и консульства друг друга. Выстраивать внешнюю политику республики смогут только с теми странами, кто официально признал их независимость.
Что будет дальше с Россией и Украиной после признания ДНР и ЛНР?
Существует несколько вариантов того, какие шаги может предпринять Москва. Например, Россия может ввести войска на территорию ДНР и ЛНР в качестве миротворческого контингента.
«Возможно, Россия даже попросит на это разрешения в Совбезе ООН и, конечно, его не получит. Тогда Москва все равно введёт войска, и встанет вопрос о том, до каких рубежей их доводить. Если военные дойдут только до текущей линии соприкосновения, встанут вдоль неё и не будут пытаться её изменить, то всё может обойтись без большой войны», — считает директор Института России Королевского колледжа Лондона Сэм Грин, пишет BBC News.
Если же российская сторона решит, что ей нужна инфраструктура, которая находится по другую сторону фронта — «будут стрелять»:
«И тогда развитие событий будет уже трудно предсказать как в плане масштабов боестолкновения, так и в плане масштабов реакции со стороны Запада», — поясняет Сэм Грин.
Политолог Павел Салин считает, что Владимир Путин пока готовит почву для новых решений, и они станут судьбоносными, пишет «Радиоточка НСН».
«Если рассматривать вне контекста вчерашние решения о признании независимости двух республик, и притом если признание состоится в нынешних границах, которые и так подконтрольны властям этих республик, то фактически речь идёт о том, что выиграла от этого Украина. Важнейшие шаги и решения Путина будут следовать дальше. Скорее всего, это будет касаться перевода или не перевода конфликта в военную фазу. Если будет перевод в военную фазу, то состоится ли переход в сухопутную операцию? Вот здесь решения Путина будут судьбоносными для него, для России и для значительной части остального мира», — говорит Салин.
Экс-замгенсека ООН Сергей Орджоникидзе считает, что Украина с точки зрения международного права поставила себя в положение, когда мечта вступить в НАТО не может осуществиться.
«Они сами создали конфликтную ситуацию. Крым они не признают, это территориальный спор. Дальше Донецк и Луганск. Куда ни кинь — везде проблемы. Как я понимаю, Североатлантический альянс за них воевать не собирается», — рассказал Орджоникидже.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов тоже убеждён, что в этом году в НАТО Украине не попасть: «Многое будет зависеть от того, в каких параметрах будут признаны народные республики. Тем не менее, отсутствие членства в НАТО не будет мешать тому, что альянс будет развивать военное сотрудничество с Украиной, поставлять туда новые системы вооружения и тренировать украинскую армию».
К чему приведут санкции для России, ДНР и ЛНР?
Из-за ситуации на Украине американцы собираются ограничить транзакции крупнейших российских банков, пишет РИА Новости. А в ЕС обещают ударить по «самому слабому месту» и отрезать Москву от мировых финансовых рынков.
«Если угрозы реализуют, ведущие российские банки не смогут проводить операции в долларах, включая платежи, конвертацию, получение средств на свои счета. Это коснётся огромного массива валютно-финансовых и экспортно-импортных операций кредитных организаций и их клиентов в России и за рубежом. Крайне осложнится экспорт и импорт. На текущих корсчетах в американских банках заморозят значительные суммы, принадлежащие отечественным компаниям», — говорит главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман.
Британия уже ввела санкции против братьев Бориса и Игоря Ротенбергов, Геннадия Тимченко и пяти российских банков, передаёт BBC News.
Введение последующих санкций будет зависеть от того, как правительства западных стран интерпретируют открытое появление российских военных на территориях ДНР и ЛНР:
«Это можно интерпретировать как вторжение, потому что, согласно международному праву, они пересекут границу с Украиной. Есть сторонники такого жёсткого подхода. Но вот Франция и Германия, например, придерживаются более мягкой стратегии», — сказал посол Британии в России Эндрю Вуд, пишет BBC News.
Гражданам США уже запретили инвестировать в ДНР и ЛНР, импортировать любые товары из этих регионов и осуществлять экспорт. Имущество руководителей бизнеса в Донбассе заблокируют.
Профессор международных отношений итальянского университета Урбино и Высшей школы экономики Игорь Пелличчари вспоминает ситуацию после Грузии и Крыма:
«С точки зрения международного права это [референдум в Крыму] выглядело хуже. Это решение выглядит деэскалацией, сдерживающей конфликт в нынешних границах. Другим решением стала бы эскалация или потеря лица не только в связи с ситуацией на Украине, но и в будущих сценариях», — говорит учёный.
Научный руководитель Центра этнических и международных исследований Антон Бредихин прокомментировал в беседе с RT указ президента США Джо Байдена о запрете инвестиций и торговли с ДНР и ЛНР:
«Не будут развиваться американские НКО, не будут развиваться американские компании и навязывать свою систему жизни для населения Донецка и Луганска», — считает эксперт.
Последствия признания ДНР и ЛНР для жителей России
Не стоит также забывать, что признание ДНР и ЛНР уже недешево обходится обычному россиянину. Содержание этих территорий, увеличение расходов на войну — все это не может пройти бесследно для граждан России. О том, как все это отразится на экономике РФ и благосостоянии ее жителей, читайте в интервью с директором Института стратегического анализа Игорем Николаевым.
— На ваш взгляд, как признание независимости ДНР и ЛНР скажется на российской экономике в ближайшее время?
— Ну, как. Это, конечно, санкции, которые будут более серьезными, жесткими и сильными, чем раньше. Такие индикаторы, как фондовый рынок, курс рубля уже показали, как они на это реагируют. Прежние меры, которые принимались после 2014 года, стоили России 1-1,5 процента ВВП в год. Соответственно, можно посчитать сколько Россия потеряла с того времени.
Плюс падение с 2014 года реально располагаемых доходов населения. В 2021 году оно приостановилось, но если подвести итог за семь лет, то даже вместе с 2021 годом эти доходы по сравнению с 2013 годом упали на 6,1 процента.
Санкции, которые уже объявлены, и которые будут введены, тоже скажутся на сокращении доходов населения и экономике страны.
— Мы видим сейчас, что рубль на фоне бурных политических событий обесценивается на глазах, и это понятно. Однако одновременно мы наблюдаем и рост цен на нефть. Как вы это объясните? Бизнес в преддверии ужесточения этого политического кризиса запасается нефтью впрок?
— Когда в геополитическом обострении участвует нефтедобывающая страна, будь то ближневосточные государства или Россия, это всегда приводит к тому, что цены на энергоресурсы растут. Рынок это расценивает как возможность перебоев поставок нефти или газа, поэтому его участники бросаются скупать энергоносители и цены на них ползут вверх.
Однако в нынешнем случае примечательно другое. При цене около 100 долларов за баррель, рубль и российский фондовый рынок серьезно проседают. Поэтому мы можем себе представить, что случится, когда цены на нефть пойдут вниз и этот рынок стабилизируется. А это неизбежно произойдет. Хотя бы потому, что и энергопереход (к «зеленой» энергетике) никто не отменял, да и какая-никакая стабилизация в геополитике рано или поздно наступит. Тогда санкции наложатся и на падающие нефтяные цены. Но, как я сказал, даже при таких ценах на нефть, как сейчас, российский рубль это не спасает.
— В соцсетях народ уже пишет про «макарошки по 500 рублей», в связи с чем возникает такой вопрос: возможен ли, на ваш взгляд, серьезный скачок потребительских цен?
— Цены, безусловно, будут расти. Их будут толкать вверх неопределенность в геополитике, плюс растущие издержки для многих предприятий и банков. Евросоюз, вслед за США, согласовал санкции против российского госдолга. Это все словно круги по воде — повышает издержки, в данном случае, в финансировании госдолга. Но на конце цепочки это оборачивается ростом цен.
Кроме того, только что прочел в одной английской газете, что надо, мол, быть реалистами — новые санкции коснутся не только друзей (Путина) и олигархов, но и миллионов россиян. Чудес не бывает, серьезные санкции — это удар по миллионам простых граждан. Так что инфляция станет одним из тяжелых последствий этих ограничительных мер в отношении российской экономики. И это будет накладываться на то, что цены у нас и без того быстро росли.
Конечно, правительство будет пытаться сдерживать ситуацию, например, наценками в 5 % на социально значимые товары, но эти меры не смогут сдержать инфляцию в целом. Поэтому, да, высокая инфляция нам, к сожалению, гарантирована.
— В понедельник в своем обращении к россиянам Владимир Путин сказал, что санкции, дескать, все равно в отношении России будут принимать. Вероятно, в какой-то мере он прав — ту первую волну санкций мы ведь как-то пережили. Кроме того, из серьезных ограничительных мер я пока вижу лишь то, что Германия отказалась сертифицировать «Северный поток-2». Между тем, специалисты говорят, что экономически России он особенно и не был нужен, что это в первую очередь инструмент давления на Европу…
— Санкции в отношении «Северного потока-2» — это все-таки серьезно. Эту меру надо рассматривать шире. А именно, что от России, как от поставщика энергоресурсов, будут отказываться. Естественно, они не могут это сделать прямо на следующий день. Но вся нынешняя ситуация мощнейшим образом простимулировала Европу к уходу от энергозависимости от России. Первое, что они могли в этом плане сделать и сделали, — остановили «Северный поток-2». Движение в этом направлении будет продолжаться и усиливаться.
Что это означает для нас? Мы уже понимаем, что тяжелее (ситуацию) не придумаешь. Дело в том, что нынешние западные санкции — качественно более серьезные, чем те, что принимались в 2014 году. Теперь в повестке дня — отключение от SWIFT, запрет на операции с долларом, санкции ЕС против российского госдолга. Это уже набор «мама, не горюй».
— Что в этой ситуации делать простым россиянам — запасаться гречкой и спичками?
— Ну, первое, — не паниковать. Не бежать в банк, чтобы поменять остатки рублей на доллары. Когда наступит какая-то стабилизация, тогда можно это сделать, да и в этом случае надо думать, какую валюту покупать, потому что дедолларизация у нас написана на флаге… Надо учитывать это.
Если есть возможность и здоровье — стараться подзаработать. Потому что, как ни крути, ситуация в экономике будет ухудшаться.