Память святителя Игнатия Брянчанинова восточные христиане ежегодно чтят в 13-е сутки мая, в 2023 году выпадает торжество на субботу. Выходец из дворянской семьи, христианин отказался от военной карьеры и посвятил себя служению Господу. Одной из его заслуг стало поднятие епархии на Кавказе. После себя святитель оставил не мало богословских трудов.
Ранние годы жизни Дмитрия Брянчанинова
Мирское имя епископа Игнатия было Дмитрий Александрович Брянчанинов. Святитель появился на свет 17 февраля 1807 года в селе Покровском, расположенном в Вологодской губернии. Родители его были дворянами по и происходили из старинного рода Брянчаниновых.
В возрасте 15 лет Дмитрий по желанию отца поступил в Военно-инженерной училище, расположенное в Санкт-Петербурге, которое окончил в чине поручика и отправился на службу в Динабургскую крепость.
Еще обучаясь он познакомился с преподобными Валаамского подворья. Большое влияние на его решение уйти в монастырь оказал иеромонах Леонид. В 1947 году Дмитрий сильно заболел и поэтому был вынужден уйти в отставку. После этого свою жизнь он связал со служением Господу.
Когда Дмитрий пришел в Александро-Свирский монастырь в качестве послушника ему был 21 год. Его духовным наставником стал иеромонах Леонид. Пробыв год в монастыре он отправился с наставником в Площанскую пустынь.
Их пути разошлись в 1829 году. Леонид отправился в Оптину пустынь, а Дмитрий — в Белобережскую. В этом году он также посетил родной дом, а следующие 2 года провел в Семигородней-Успенской пустыне. Здесь Дмитрием был написана книга «Плач инока».
Церковная карьера святителя Игнатия
В монашество Дмитрий Брянчинов был пострижен 28 июня 1831 года. Сделал это епископ Вологодский Стефан. С этого момента нарекли его Игнатием. Его покровителем стал священномученик Игнатий Богоносец. Уже 5 июля 1831 года Игнатия рукоположили в иеродиаконы. А спустя еще 2 недели он стал иеромонахом.
Вскоре Игнатий был назначен игуменом Пельшемского Лопотова монастыря. А затем по поручению императора Николай I стал управлять Троице-Сергиевой пустынью, которая располагалась под Санкт-Петербургом. Она была в запустении.
В 1834 году святитель Игнатий стал архимандритом. Но здоровье его было подорвано. Игнатий страдал от ревматизма. В возрасте 40 лет он хотел отправится на покой, но ему дали лишь отпуск в 11 месяцев. Он провел его в Николо-Бабаевском монастыре, после чего возвратился в Троице-Сергиеву пустынь.
Времена епископства Игнатия Брянчанинова
В 1857 году Игнатий стал епископом Кавказским и Черноморским, и отправился в Ставрополь. Это было время покорения Кавказа. Здесь образовывалось все больше и больше казачьих станиц. В каждой из них строили храмы. Требовались и священники. У Игнатия здесь было много забот по обустройству епархии.
Столкнулся епископ здесь и со многими трудностями. У него на Кавказе даже не было собственного дома. Священный Синод не выделял средства на обустройство епархии. В тоже время здесь было не мало старообрядников, которые были настроены весьма враждебно по отношению к нему.
Должность вице-губернатора в Ставрополе занимал брат епископа Игнатия, и он же был ему главным помощником. На то, чтобы наладить жизнь в епархии Игнатию понадобилось 4 года. Но в это время его здоровье еще больше было подорвано.
Последние годы жизни Игнатия Брянчанинова
Одновременно с управлением епархией Игнатий изучал книги о монашестве и писал собственные труды. В 1861 году епископ отправился на покой по причине болезни. После этого он вел уединенную жизнь в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь были написаны его сочленения «Слово о смерти» и «Отечник», а также откорректированы ранее написанные труды.
Ушел из жизни святитель Игнатий 30 апреля 1867 года по старому стилю, а 6 июня 1988 года был причислен к лику святых. Потомкам досталось огромное количество богословских трудов и писем епископа.
Ему принадлежит учение о так называемое духовной прелести. Согласно его теории бесы, могут принимать образ святых. Они приходят к подвижникам и начинают льстить их самолюбию и очаровывают различными видениями. Игнатий говорил о том, что таких прельщенных следует отправлять в дома для умалишенных. Есть у него и труды, посвященные ангелам. Игнатий считал, что они подобны людям, но гозообразны.