Президент Владимир Путин вряд ли достигнет большинства из своих основных целей в области экономики и развития в течение своего последнего срока, говорится в новом сообщении от государственного банка в среду.
Программа «Национальные проекты» — пакет инвестиций в 400 миллиардов долларов, охватывающий все, от новых автомобильных и железных дорог до здравоохранения, демографии, оцифровки и импортозамещения, — основа четвертого президентского срока Путина на посту президента.
Амбициозный план затрагивает почти каждую часть российской экономики и является не чем иным, как гигантской повесткой дня для экономических преобразований в России, направленных на то, чтобы дать старт долгожданному повышению уровня жизни. Почти половина бюджета на национальные проекты — 11,5 триллиона рублей (180 миллиардов долларов) — будет направлена на развитие инфраструктуры России, включая ее дорожную сеть.
Однако, повторяя опасения, отмеченные большинством аналитиков, экономисты из государственного банка ВТБ заявили в отчете, что программа вполне может быть слишком амбициозной, и ряд ее целей вряд ли будет достигнут до того, как Путин планирует уйти в отставку в 2024 году.
Анализ, охватывающий 10 из 13 пакетов политик, составляющих национальные проекты, показал, что у восьми из них вероятность достижения собственных целей составляет менее 50%. Для трех худших — оцифровка российской экономики, дорожное строительство и увеличение экспорта — вероятность успеха составляет всего 20%.
Цели по улучшению образования и окружающей среды считались наиболее успешными с вероятностью 89% и 58%.
«Чтобы повысить вероятность достижения большинства своих целей, правительству, возможно, потребуется увеличить объем выделяемых ресурсов», — с нынешнего уровня в 25,6 триллиона рублей (400 миллиардов долларов), сказал Александр Исаков, аналитик ВТБ, который собрал вместе новое исследование.
ВТБ прогнозирует вероятность успеха, рассматривая 118 отдельных целей и ключевые показатели эффективности для национальных проектов.
К ним относятся такие цели, как снижение младенческой смертности, увеличение расходов на исследования и разработки, повышение производительности труда и повышение качества жилищного фонда в России. ВТБ не принял во внимание 70% показателей, которые не поддаются количественной оценке или имеют цели, в которых они не могли найти предыдущие данные для своих расчетов.
Рубен Ениколопов, ректор Московской новой экономической школы, заявил The Moscow Times, что доминирование не поддающихся количественному определению целей на самом деле является одной из главных проблем с национальными проектами, поскольку оставляет открытой возможность «различных интерпретаций» или «манипуляций» в будущее, если оно будет выглядеть, как правительство не сможет.
Программа также не спеша начала свою работу, и ряд мер, необходимых для обеспечения финансирования ее инициатив — увеличение пенсионного возраста в России и повышение НДС — оказались противоречивыми.
Опубликованные недавно правительственные данные показали, что за первые девять месяцев 2019 года было потрачено только 52% средств, выделенных на этот год . Другое независимое исследование показало, что выгоды от экономического роста в этом году, вероятно, будут сведены на нет издержками повышения НДС Путина.
«Система государственного управления находится в общем состоянии, в котором она не может переварить выделенные средства», — сказал Эниколопов. «В конечном счете, именно качество государственного управления, а не количество денег, определяет успех любого публичного проекта».
Анализ ВТБ показал, что вероятность успеха отдельного проекта не связана с медленными расходами правительства. Проекты, которые уже отстали от графика, были не более вероятными, чем те, которые были на ходу.
Вместо этого, если посмотреть на то, куда правительство потратило свои деньги, это «хороший прокси» для определения того, какие части национальных проектов имеют приоритет, сказал банк. Он выделил здравоохранение, науку и демографию как три области с самыми высокими расходами в качестве части их бюджета, в то время как окружающая среда и цифровизация были самыми запаздывающими.
«Здесь нет ничего удивительного. Национальные проекты не достигнут своих ключевых показателей эффективности », — сказала Софья Донец, экономист« Ренессанс Капитал ».
«Начнем с того, что в президентских указах от мая была поставлена цель: Россия должна постоянно расти выше среднего мирового уровня — около 3,5% в год. Действительно ли рынки или само правительство верили, что это достижимо? Честный ответ — определенно нет.
Донец добавил, что эффективность программы должна измеряться увеличением государственных расходов и влиянием, которое это может оказать на более широкий экономический рост. По ее оценкам, расходы на национальные проекты в сочетании с общим ослаблением жесткой налогово-бюджетной политики правительства могут ускорить ежегодный рост ВВП на полный процентный пункт.
Экономика России в настоящее время должна вырасти примерно на 1% в этом году, при этом экономисты считают, что ежегодный рост России в ближайшие несколько лет увеличится примерно до 1,5-2%, что намного меньше цели Путина в 3,5%.
Эниколопов из Новой экономической школы добавил: «Цели, поставленные национальными проектами, чрезвычайно амбициозны. Существует очень мало оптимизма в отношении того, что цели будут достигнуты, и еще меньше оптимизма в отношении того, что это произойдет в заявленное время ».