Хайп или распил? Почему не заработал российский аналог Инстаграма*

Хайп или распил? Почему не заработал российский аналог Инстаграма*

Импортозамещения заблокированного в России Instagram* пока не случилось. Социальная сеть «Россграм», которую должны были запустить в понедельник в 12:40, в указанное время не появилась. Презентацию перенесли на 21 час.

В 21:02 на странице «Россграма» в Telegram появилось фото телефона, на котором загружается видео партнер-релиза «Россграма». Еще через десять минут появилось и видео, где говорилось следующее:

«Сейчас я вам продемонстрирую работу нашего приложения в реальном времени. Вместе с вами мы совершим следующее действие в моем аккаунте: посмотрим новостную ленту, напишем комментарии и, конечно же, поставим лайки, загрузим фото и видео, зайдем в профиль и посмотрим, как это выглядит в нашей соцсети, посмотрим сторис подписчиков и загрузим свой, ну и наконец поделимся публикациями».

Так все и сделали: и лайки поставили, и видео загрузили.

На этом пока всё. Релиз самого приложения обещают в апреле.

Почему не взлетел «Россграм» — мнение экспертов

Вообще, для того, чтобы соцсеть стала успешной, нужны как минимум две вещи: много пользователей, желающих обосноваться в этой соцсети, и мощности, чтобы всех этих желающих принять и обслужить.

Что касается первого. Основатели «Россграма» — о них чуть позже — на главной странице своего проекта говорят:

 

«Rossgram — это новая социальная сеть с привычным и понятным интерфейсом. Не надо привыкать к непонятным словам и искать нужные кнопки — интерфейс максимально простой и понятный для любого пользователя».

То есть, можно сказать, прямым текстом заявляют: мы просто скопировали известную всем соцсеть, которой, кстати, по-прежнему можно пользоваться, но зато теперь нельзя называть. Расчет идет на простоту переезда.

Предположим, расчет окажется верным и в «Россграм» хлынут миллионы пользователей. Но для обработки бесконечного потока фотографий и видео нужны серверы. А председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник российского президента Герман Клименко сомневается, что они есть в достаточном количестве у тех, кто запускает «Россграм»:

«Для того чтобы спрогнозировать будущее „Россграма“, нужно четко понимать, какой запас у него мощностей. Я не уверен, что у него достаточный запас. Отдаст ли их ему VK, например? Или, допустим, если бы „закон Яровой“ придержали и отменили и оттуда освободившуюся технику дали „Россграму“, то тогда можно как-то оценивать. Сейчас нужно задаться первым вопросом: а есть ли „железо“? Я не уверен, что у „Россграма“ есть какой-то запас „железа“ достаточный, чтобы все это переварить, если вдруг люди пойдут».

В пользу версии о том, что мощностей может не хватить, говорит то, что домен «Россграм» был зарегистрирован всего за несколько дней до анонса запуска соцсети.

За проектом «Россграма» стоят два человека. Это интернет-маркетолог Александр Зобов, называющий себя сокурсником создателя Telegram Павла Дурова, а также некий петербургский предприниматель Кирилл Филимонов. Они объявили о запуске проекта 14 марта, в тот самый день, когда в России был заблокирован теперь уже запрещенный в стране Instagram. На запросы журналистов ни один из них на момент публикации материала не ответил. Какая команда занимается разработкой, сколько денег вложено в проект — об этом ничего не известно.

Есть ощущение, что времени не хватило, даже чтобы подумать над названием. «Россграм» — серьезно? Продолжает эксперт по социальным сетям, автор телеграм-канала @lobushkin Георгий Лобушкин:

«Вообще, на первый взгляд кажется, что это юмористическая новость, не имеющая под собой, конечно, никакого продукта. Поэтому эту всю историю, наверное, нужно оценивать с точки зрения пиара, а не с точки зрения условного импортозамещения, как многим могло показаться. Если предположить, что такой сервис действительно кем-то пилится, то сделать его за такое короткое время невозможно».

Учитывая все вышесказанное, было бы логично, если бы зарегистрироваться в «Россграме» можно было бы только с YotaPhone. Владельцам «Ё-мобилей» — премиум-аккаунт в подарок.

Создателей «Россграма» поймали на плагиате

В ходе презентации стало известно, что «Россграм» сменил ранее используемый логотип — пользователи замечали, что это стоковое изображение. Однако с новым вариантом тоже не всё гладко — теперь «Россграм» уличили в копировании логотипа американской компании Beats Electronics. Он перевернут и окрашен в цвета Instagram*. Кстати, на официальном сайте логотип остался прежним.

Хайп или распил? Почему не заработал российский аналог Инстаграма*

После того как автор проекта Александр Зобов показал интерфейс и работу приложения, у внимательных пользователей возник ряд закономерных вопросов. Так, например, когда автор проекта загружал фотографию, в интерфейсе предлагалось установить цену за нее. Примечательно, что стоимость подсчитывается в долларах.

Разработчики также добавили в прототип «Россграма» возможность загрузки «Историй». Во время «распаковки» пользователи заметили, что функция работает с некоторыми особенностями в духе китайских локализаций. Истории, выложенные три часа назад, определяются как «3 Секунд Тому Назад» или «3 Часов Тому Назад» — с большими буквами и грамматическими ошибками.

Но нашлась и функция, которую зрители оценили положительно, — в «Россграме» якобы можно выложить видео из сторонних ресурсов — YouTube, Dailymotion и Vimeo. А вот поддержки RuTube и «VK Video» в отечественном Instagram* зрители пока не увидели.

Народ не оценил. А было ли что оценивать?

Руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров рассказал, что пользователи вообще относятся к новому приложению с подозрением.

«Проблема в том, что нам предлагается поставить некое приложение, о котором мы ничего не знаем, и которое нас очень смущает. Пользователей беспокоит скорость его разработки — почему так быстро на рынке оказалась якобы его работающая версия. Беспокоят слухи о каких-то утечках данных. Конечно, эту информацию еще нужно проверить, но как правило такие продукты, которые так быстро появляются на рынке и делаются на готовых движках open-source решений, обладают большим количеством уязвимостей», — считает Бедеров.

Некоторым пользователям, оставившим заявку на бета-тестирование, 28 марта пришло письмо с APK-файлом «Россграм», который при запуске перенаправлял на сайт компании.

Установочный файл Instagram на Android весит более 40 МБ, в то время как «Россграм» всего 3 МБ — как установщик «Google Калькулятора».

Бедеров рассказал, что не понимает, зачем разработчики запустили неработающее приложение, но предположил, что это было сделано для сбора данных пользователей.

«Ничего, кроме как выводить на некий внешний сайт, приложение не умеет — смысл тогда делать приложение? Можно было это сделать в виде мобильной версии сайта. В принципе известно, для чего нужно мобильное приложение — оно позволяет собирать больше пользовательских данных», — отметил эксперт.

Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков отметил, у него «есть серьезные сомнения» в проекте.

«Дело в том, что один из сооснователей сказал, что он сокурсник Павла Дурова. А ведь основатель Telegram имеет филологическое образование, плюс, по моим данным, у него такого сокурсника не было», — сказал Зыков.

Кроме того, по словам эксперта, есть ряд вызывающих вопросы косвенных моментов. Например, стартовая веб-страница для сбора контактных данных целевой аудитории создана на достаточно примитивном бесплатном конструкторе сайтов. Помимо этого, отметил собеседник агентства, домен был зарегистрирован лишь за несколько дней до анонса.

О хайпе вокруг «Россграма» в своем Telegram-канале также высказался генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин.

«Два пиарщика решили хайпануть, взяли то самое название, которое было нарицательным многие годы, запилили лэндинг на дешевом хостинге и запустили релиз, что мы готовы представить чудо. И (на удивление) клюнули и журналисты, и немалая доля общественности. Клюнули именно потому, что был большой спрос и большое желание, мечта была продана», — пишет эксперт.

Щельцин отметил, что «сервер, который падает от посещаемости тысячи человек, название, которое не пройдет ни одну фокус-группу, система, которой нет, лендинг, который страшнее первой домашней работы в классе информатики — это стеб и хайп».

Хайп или распил? Почему не заработал российский аналог Инстаграма*

Так, на фоне хайпа вокруг «Россграма» энтузиасты запустили новые аналоги Instagram — Now и «Грустнограм».

«Вполне логичные последствия завышенных ожиданий пользователей и заниженного качественного предложения от создателей „Россграм“ привело к созданию пирамиды в сети, утечке персональных данных, созданию фейковых страниц и приложений, которые также привели к потере данных», — заключил эксперт.

* Деятельность компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here