Как и в современном мире, так и в давние времена, и богатые и бедные прибегали к помощи потустороннего мира. Не брезговали этим и цари Российской империи. Известно, что «специалист» такого уровня впервые появился в России при Екатерине II в 1778–1780 годах. Изначально он приезжал в империю по линии масонства, а позже, познакомившись с фаворитом Екатерины Григорием Потёмкиным, уже предстал при дворе.
Что такое спиритизм
Спиритизм, согласно определению его основателя Аллана Кардека, – это «наука, посвященная отношениям между бестелесными существами и людьми». Кардек был французским педагогом, настоящее имя которого – Ипполит Леон Денизар-Ривай. Кардек кодифицировал доктрину спиритуализма, целью которой было изучение духов – их происхождение, природа, предназначение и отношение к телесному миру. Спиритизм стал популярным движением и в данный момент представлен в 35 странах.
Основная идея спиритизма заключается в том, что бессмертные духи путешествуют из одного тела в другое в течение нескольких жизненных циклов, чтобы улучшить себя морально и интеллектуально. Хотя это похоже на реинкарнацию, отличие в том, что, согласно спиритизму, духи не могут возвращаться в виде животных или какой-либо более низкой формы жизни. Миграция духов всегда восходящая, и они обитают только в человеческих телах. Спириты считают, что это объясняет различия в темпераменте и интеллекте людей. Адепты спиритизма также утверждают, что бестелесные духи могут оказывать благотворное или вредное воздействие на живых существ и что люди могут общаться с духами через спиритические сеансы и медиумов. Спиритизм стал популярным в 19-м веке, наряду с модернизмом, и совместим с этой философией в нескольких направлениях, прежде всего с убеждением, что человек может постоянно совершенствоваться посредством рационального мышления.
Как российские цари спиритизмом занимались
Во второй половине XIX века петербургские салоны были на пике моды. В одних музицировали и говорили о литературе. В других спорили о политике и проигрывали состояния за карточными столами. В третьих — делились сплетнями и изображали любовь. Но все салоны повально заразились новым заморским развлечением — спиритизмом.
Николай II и «духи»
Последний российский император и его жена совершенно не интересовались чернокнижниками, спиритизмом и прочими вещами, пока не родилась четвёртая дочь. В императорской семье появились риски остаться без наследника.
Вот тогда в Царское Село к императорской чете началось «паломничество» из всевозможных чернокнижников, юродивых и тому подобных странных личностей. Так, в 1900 году к императорской паре приезжала Матронушка Босоножка, которая «увидела» сына у Александры. Этого Николаю II с супругой показалось мало — они поехали в Тамбовскую губернию к Паше Саровской. Правда, царь не понял ни слова из того, что она говорила.
Первым спиритом при дворе последнего императора стал Низье Филипп. Его представил царю родной дядя. Спирита перевезли в Россию, и он начал свои предсказания.
Основной вопрос, который волновал императорскую чету, — будет ли у них сын. Как пишет приближённая Александры Фёдоровны Анна Вырубова, он предсказал с помощью своего «спиритического столика» рождение сына. После этого он приснился императрице, что, наверное, логично, если ты постоянно думаешь об одном и том же.
Филипп скончался в 1905 году. Практически сразу после при дворе стал «работать» его ученик Жерар Анаклет Венсан Анкоосс, известный как Папюс. Ко двору его представил Великий князь Николай Михайлович.
Он по просьбе Николая «вызвал» дух его отца, Александра III. Папа посоветовал сыну безжалостно подавлять революцию, если она будет. Отметим, что в 1905 году революционные настроения секретом ни для кого не были, как и то, что в России мог произойти в том числе переворот.
А вот главный «чародей» при дворе Николая II, Григорий Распутин, был ярым противником спиритизма. Как свидетельствуют историки, именно он уговорил императрицу прекратить заниматься «бесовщиной». Поэтому вскоре в услугах Папюса нуждаться перестали и он отбыл во Францию. Впрочем, последний русский император переписывался с ним до 1915 года.
Как Александр II вызывал дух отца-императора
Первой поклонницей спиритизма в императорской семье стала Александра Иосифовна, супруга великого князя Константина Николаевича. В 1853 году фрейлина жены наследника Марии Александровны Анна Тютчева с раздражением писала в дневнике о спиритических сеансах как о забаве «после чая»: каждый вечер перед сном окружение цесаревича «допрашивало» столы и шляпы.
После коронации в 1856 году Александр II готовил масштабную реформу — отмену крепостного права — и ощущал острую нужду в беседе с духом покойного батюшки. Тогда-то в Россию и пригласили известного европейского медиума Дэвида Юма.
Всего «столовращатель Юм» провел три сеанса. На них присутствовали члены императорской семьи и некоторые приближенные из высшего света. После первого сеанса Анна Тютчева записала:
«Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому».
И на первом, и на втором сеансах якобы появились духи императора Николая I и маленькой великой княжны Александры. Появились они и на втором сеансе. Оба отвечали на вопросы государя Александра II, стуком указывая буквы алфавита. Он сам записывал ответы на бумаге, но они были «никчемны и пусты».
К третьему сеансу Анну Тютчеву не допустили, но бледность и нервность императрицы после него глубоко потрясли фрейлину. Со слов государыни она записала:
«Стол вдруг поднялся, завертелся и застучал, выбивая такт гимна «Боже, царя храни!». Слышны были удары стучащего духа: три раза для «да», один раз для «нет», пять раз для букв алфавита. Все присутствующие, даже скептики Горчаков и Владимир Бобринский, чувствовали прикосновение таинственных рук и видели, как они быстро перебегали под скатертью. Государь говорит, что он видел пальцы руки, прозрачные и светящиеся. Ливен утверждает, что прикосновение их — нечто среднее между материальным прикосновением и легким ударом электрического тока».
Духи не поведали императору ничего толкового, и его интерес к Дэвиду Юму иссяк. Но слух о том, что сам государь взывает к духам, уже пролетел по всей стране. Назад пути не было — спиритизм ушел в народ. Через несколько лет развлечение, которое воспринималось как забава для заскучавших дворян, стало всеобщей истерией.