Каким было население Египта и на какие социальные слои оно делилось
Население Египта было строго разделено на различные социальные слои: царь наверху, его визири, члены его двора, региональные губернаторы (впоследствии называемые «номархами»), военачальники, правительственные надзиратели, крестьянство. Социальная мобильность в Древнем Египте не наблюдалась на протяжении большей части истории.
Считалось, что боги установили самый совершенный социальный порядок, который невозможно никак нарушать.
Боги дали людям все и поставили над ними царя как человека, лучше всех способного понять и осуществить их волю. Царь был посредником между богами и людьми с додинастического периода и в период Древнего царства (2613-2181 до н.э.), когда жрецы бога солнца Ра начали набирать больше власти. Однако даже после этого царь все еще считался избранным богом посланником. Даже во второй половине Нового царства (1570-1069 гг. до н.э.), когда жрецы Амона в Фивах обладали большей властью, чем царь, монарх все еще уважался как «божественно назначенный».
Как жили высшие слои Египта
Царь Египта, как избранник богов, пользовался огромным богатством, статусом и роскошью, невообразимым для большинства населения. Царь был обязан править в соответствии с законом (маатом), и по этому считалось, что он заслуживает этой роскоши в соответствии со своим статусом и тяжестью своих обязанностей.
Историк Дон Нардо пишет:
Цари наслаждались существованием, в значительной степени свободным от нужды. У них была власть и престиж, слуги, чтобы делать черную работу, много свободного времени, чтобы заниматься досугом, прекрасная одежда и многочисленные предметы роскоши в их домах.
Другие высшие сановники и приближённые царя жили в таком же комфорте.
Номархи также могли жить хорошо, но это зависело от того, насколько богат был их конкретный район и насколько важен он был для царя. Номарх района, включая такой город, как Абидос, например, мог рассчитывать на весьма привилегированную жизнь из-за большого некрополя, посвященного богу Осирису, который привел в город много паломников включая царя и придворных. Номарх региона, который не имел такой достопримечательности, мог бы рассчитывать на более скромную жизнь.
Богатство региона и личный успех отдельного номарха определяли, жили ли они в небольшом дворце или скромном доме. Эта же модель применялась и к писцам.
Как жили писцы и врачи в Египте
Писцы высоко ценились в Древнем Египте, поскольку они считались специально избранными богом Тотом, который вдохновлял и руководил их ремеслом. Обязанность писцов была в том, чтобы записывать события, чтобы их увековечивать.
Большинство писцов были мужчинами, но были и женщины-писцы, которые жили так же комфортно, как и их коллеги-мужчины.
Другим социальным слоем в Древнем Египте, смежным с писцами, были жрецы. Они должны были уметь читать и писать, чтобы выполнять свои обязанности, особенно в отношении похоронных ритуалов, и в отношении лечения болезней.
Поскольку как таковая медицина только развивалась, жрецы в Древнем Египте являлись и врачами. Считалось, что большинство болезней вызываются богами в наказание за грех или для того, чтобы преподать урок, и поэтому врачи должны были знать, какой бог (или злой дух, или призрак, или другой сверхъестественный агент) может быть ответственным.
Чтобы выполнять свои обязанности, жрецы должны были уметь читать религиозную литературу того времени, которая включает в себя работы по стоматологии, хирургии, вправлению сломанных костей и лечению различных болезней.
Как жили военные в Древнем Египте
Военные до периода Среднего царства состояли из ополченцев, призванных номархами для определенной цели, обычно обороны. В начале 12-й династии Среднего царства Аменемхат I (1991-1962 гг. до н.э.) реформировал вооруженные силы Египта, создав первую постоянную армию, тем самым уменьшив власть и престиж номархов и поставив армию непосредственно под царский контроль.
Военные состояли из офицеров из высших слоев и рядовых из низших. Существовала возможность продвижения в армии, на которую не влияло социальное положение. До Нового царства египетские военные в первую очередь занимались обороной. Затем же, египетские солдаты стали основой для создания империи.
Если судить по папирусам, то жизнь в египетской армии представлялась весьма трудной, и довольно часто вела к ранней смерти.
Как жили фермеры и рабочие в Древнем Египте
Самый низкий социальный слой состоял из крестьян-фермеров, которые не владели землей, на которой они работали, или домами, в которых они жили. Земля принадлежала царю, членам двора, номархам или жрецам. Обычная фраза крестьян того времени гласила: «Давайте работать для благородных!» Крестьяне были почти все фермерами. Они сажали и собирали урожай, большую его часть отдавали землевладельцу, а часть оставляли себе. У большинства были частные сады, за которыми ухаживали женщины, а мужчины уходили в поля.
Вплоть до персидского вторжения 525 г. до н.э. египетская экономика действовала по бартерной системе и основывалась на сельском хозяйстве. Денежной единицей древнего Египта был дебен, который, по словам историка Джеймса К. Томпсона, «функционировал так же, как доллар сегодня».
Томпсон пишет:
Поскольку семьдесят пять литров пшеницы стоили один дебен, а пара сандалий также стоила один дебен, египтянам было совершенно понятно, что пару сандалий можно было купить за мешком пшеницы так же легко, как за куском меди (ведь монета дебен делалась из меди). Даже если у мастера сандалий было более чем достаточно пшеницы, он с радостью принимала ее в качестве оплаты, потому что ее можно было легко обменять на что-то другое.
Крестьяне также составляли рабочую силу, которая строила пирамиды и другие памятники Египта. Утверждение о том, что какие-либо из великих сооружений Египта были построены рабским трудом не подтверждается никакими литературными или физическими доказательствами в любое время в истории Египта.
Работа над такими памятниками, как пирамиды, храмы и обелиски, предоставляла единственную возможность для мобильности крестьянства. Особенно квалифицированные художники и граверы пользовались большим спросом в Египте и были лучше оплачиваемы, чем неквалифицированные рабочие, которые просто перемещали камни для зданий из одного места в другое.
Крестьяне также могли улучшить свой статус, практикуя ремесло, создавая различные вазы, чаши, тарелки и другую керамику, в которой нуждались люди. Квалифицированные плотники могли хорошо зарабатывать на жизнь, создавая столы, стулья, кровати, сундуки для хранения, а художники требовались для украшения домов дворцов, гробниц и памятников.
Какими были дома и мебель в Древнем Египте
Царь, его царица и семья жили во дворце, который был богато украшен и обслуживался слугами. Писцы жили в храмах или рядом с ними, в специальных квартирах. Номархи жили в больших или меньших поместьях, в зависимости от их уровня дохода. Крестьяне, которые обеспечивали продовольствием высшие слои, сами строили свои дома и снабжали их сундуками, ящиками, стульями, столами и кроватями.
Дон Нардо пишет:
После тяжелого трудового дня крестьяне возвращались в свои дома, которые стояли возле полей или в небольших сельских деревнях, расположенных неподалеку. Средний сельскохозяйственный крестьянский дом отличался стенами из глиняного кирпича. Потолок был сделан из пучков стеблей растений, а полы состоят из твердой земли, покрытой слоем соломы или циновок из тростника. Там была одна или две комнаты (возможно, иногда три), в которых жил фермер с женой и детьми (если таковые имелись). Во многих случаях все их сельскохозяйственные животные находились в одних и тех же помещениях с ними.
Какие были преступления и наказания в Древнем Египте
В эпоху Древнего Египта, как и в любую эпоху человеческой истории, богатство одного человека часто желалось другому, который мог его украсть, и в таких случаях египетский закон был быстр.
Государство не вмешивалось в местные дела, если преступник не грабил или не осквернял государственную собственность, например, не грабил или не портил гробницу.
Суд и правосудие были в Египте осуществлялось визирем, вторым после царя, который делегировал эту ответственность должностным лицам ниже него, которые далее делегировали другим. Даже до Нового царства в любом городе было административное здание, называемое Залом суда, где слушались дела и выносились приговоры. В небольших городах и деревнях эти суды могли проводиться на рыночной площади.
Большинство наказаний сводилось к штрафам за мелкие правонарушения, но изнасилование, грабеж, нападение, убийство или ограбление гробницы могли окончатся к увечьям (отрезание носа, ушей или рук), тюремному заключению, принудительному труду (во многих случаях пожизненному рабству) или смерти.
В египетских тюрьмах не было камеры смертников, так как человек, который был признан виновным в серьезном преступлении, заслуживающем смертной казни, казнился немедленно. Не было адвокатов, чтобы спорить по делу, и никаких апелляций, сделанных после вынесения приговора.