Хотим мы этого или нет, но криминальные структуры представляют собой самую настоящую субкультуру. Внутри нее существует весьма жесткая иерархия. Каста криминальных авторитетов — воров в законе — сложилась в 30-х гг. прошлого века. Но с тех пор (и по понятиям тех времен) ее представители сильно измельчали. Ведь многое из того, за что в прошлом вор был бы с позором раскоронован, сегодня считается делом обычным…
Кто такие воры в законе
Воры в законе — это специфическое для СССР (в дальнейшем для России и стран СНГ) преступное объединение, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике, образовавшееся в 30-х годах XX века и характеризующееся наличием жёсткого кодекса криминальных традиций, а также исключительным уровнем закрытости и конспиративности.
На уголовном жаргоне словом вор без уточнений обычно называется только вор в законе, а не любой совершивший кражу, как в литературном языке. Вор в законе трактуется как «представитель элиты преступного мира, хранитель преступных традиций».
Правила воров в законе
Почитай родителей, не лги, не предавай, живи скромно — это не библейские заповеди и не клятва пионера, а свод основных воровских правил, появившихся в России в начале XX века. Криминальные авторитеты умудрялись «совмещать» циничные преступления и нравственные ценности, а своему неписаному «кодексу чести» поклонялись не менее щепетильно, чем японские самураи знаменитому бусидо.
Все воры в законе обязаны соблюдать честность по отношению к собратьям по гильдии, постоянно привлекать в свою среду новых людей (желательно молодых), следить за тем, чтобы в местах лишения свободы и в СИЗО соблюдались воровские порядки и уважались воры в законе – и непременно должны быть «на ты» с карточными играми.
Второй запрет касался сотрудничества с представителями власти. Это касалось как милиции, так и всех других органов государственной власти. Соприкосновение с властью — один из главных запретов, нарушить который вор в законе не мог ни под каким предлогом. Он не имел права вмешиваться в политическую деятельность. Служить в армии, быть членом комсомола или партии — это категорически воспрещалось.
Вор в законе не имел права торговать, участвовать в спекулятивных сделках, во всем том, что пахло коммерцией. Своей собственности у него также быть не должно.
Ни денег, ни семьи, ни работы, ни квартиры — вот основные правила. Если вор в законе неожиданно начинал жить на широкую ногу, то другие члены сообщества вполне резонно могли задать вопрос: «А не запустил ли их вожак руку в общую кассу?». Испытание роскошью для преступной элиты стало одним из самых тяжелых.
Санкции для воров
По понятиям, вор в законе, который безосновательно кого-то оскорбляет, может получить публичную пощечину. Оскорбление считается мелкой провинностью. Осуществить наказание позволительно только человеку того же «звания», то есть вору в законе.
Бывают случаи, когда такому человеку дают по ушам. Это наказание серьезнее. Оно означает, что человек оказывается в низшей категории своей иерархии. Он становится так называемым мужиком.
Самая серьезная мера наказания – смерть. Если вор в законе проигнорировал основные правила кодекса, то он не сможет рассчитывать на снисхождение. Его будут преследовать, повсюду искать. Его ждет смерть.
Приговор выносится на воровской сходке. О решении становится известно всем арестантам. Каждый уважающий себя преступник должен привести приговор в исполнение, если встретит осужденного.
Не понятия, а просто бизнес
Со временем любое общество неизбежно меняется. Это в полной мере относится и к криминальной сфере.
Коренной перелом в жизни криминальной среды произошел еще в 1967 году, когда на одной из воровских сходок в Тамбове «старые» авторитеты фактически сложили с себя полномочия, а на смену им пришли обычные бандиты, которым не было никакого дела до воровского закона.
С развалом Союза система окончательно деградировала, и от правил совсем отказались. Да и само звание вора в законе теперь можно было просто купить. Так, сегодня немногим больше 10% российских воров в законе заслужили свой титул в соответствии с понятиями, остальные же просто получили его в обмен на деньги, власть, услуги.
Запрет иметь семью
Для настоящего вора семья — это его ближайшее окружение: такие же авторитеты, как и он сам. Семья же и дети, по мнению придерживающихся понятий «стариков», отвлекают от основной деятельности. Кроме того, шантажируя безопасностью близких, на вора легко могут надавить представители власти, правоохранители или конкуренты. В случае смерти авторитета также есть риск, что его жена скроется, прихватив с собой хранимый у мужа общак. Да и сам факт узаконивания отношений (регистрации брака) в криминальной среде считался зашкваром и расценивался не иначе, как сотрудничество с властью.
Как рассказывает Михаил Пашкин, один из руководителей столичного профсоюза сотрудников милиции, уже на рубеже 1960-1970-х гг. в СССР это правило практически перестало действовать. Отношения с женщинами были неофициальными, но дети и постоянные спутницы жизни у советских авторитетов уже имелись. Сегодня же почти никто из тех, кто называет себя ворами в законе, не скрывает наличие семьи.