Принципиальные проблемы экономической реформы, влияющие на перспективы антимонопольной политики

Принципиальные проблемы экономической реформы, влияющие на перспективы антимонопольной политики

Есть некоторые принципиальные проблемы в проводящихся сейчас экономических преобразованиях, которые влияют на перспективы антимонопольных мер. Остановимся прежде всего на вопросе отраслевых министерств, которые являются крупнейшими монополистическими структурами в нашей экономике. Пока эти структуры сохраняются в народном хозяйстве, любые меры по борьбе с монополизмом окажутся безрезультатными. Сейчас обсуждается предложение о придании министерствам новых функций: определение общих перспектив отрасли; решение стратегических задач без вмешательства в текущую деятельность предприятий. Однако такой подход не учитывает современных тенденций развития производительных сил. Ведь само понятие «отрасль» все более превращается в абстракцию. В развитых странах производство давно уже носит многоотраслевой характер. Сохранение отраслевых монополий в той или иной форме способно лишь тормозить научно-технический прогресс.

Однако проблема ликвидации министерств не является чисто технической, что подтверждает и практика формального перевода части ликвидируемых министерств в концерны. В чем же причина? Можно выделить несколько факторов, но главным из них представляется следующий. Министерства выполняют два принципиально разных вида функций. С одной стороны, осуществляется определенное экономическое и организационное давление на нижестоящие народно-хозяйственные структуры, с другой — обеспечиваются действительно необходимые предприятиям информационная поддержка и управленческое обслуживание деятельности. И как бы плохо министерство ни выполняло вторую группу функций, если у предприятий нет выбора в этой области, они останутся привязанными к своим вышестоящим организациям.

Решение вопроса о ликвидации министерств во многом связано с созданием в народном хозяйстве широкой сети инновационных консультативных компаний. Естественно, эти фирмы должны функционировать на коммерческих началах, они могут создаваться на базе любых форм собственности без каких-либо ограничений. В подобные фирмы могут трансформироваться и отдельные подразделения существующих министерств, других управленческих органов, но функционировать они обязаны на общих основаниях, конкурируя с аналогичными организациями, действующими в данной области. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы предприятия имели возможность получать управленческие услуги только от своих вышестоящих органов, в каком бы преобразованном виде те ни выступали.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here