В начале сентября прошел Восточный экономический форум (ВЭФ), на котором были четко обозначены приоритеты России в сфере экономики. Главный из них – это поворот на Восток: активное завязывание сотрудничества с Китаем и рядом азиатских государств.
Переориентирование экономики России на Восток
На экономическом форуме представитель от России Алексей Чекунов открыто заявил о том, что наша страна перебрасывает все свои усилия в экономической области в сторону Востока. И это не временная мера, пока напряжена ситуация с США и Европой, а полная переориентация экономики.
Теперь восточные страны стали для нас перспективным и стратегически важным направлением. Это позволит в ближайшем будущем стянуть всю мощь российской экономики в Сибирь и Дальневосточный регион. Многие бизнесмены уже давно видят выгоду от развития сибирской промышленности, и сейчас у них появится реальная возможность развивать там предпринимательство.
К примеру, Олег Дерипаска стал одним из первых, кто посчитал Сибирь перспективной и открыл там предприятия, которые перерабатывают цветной металл. Он уже давно занял лакомое местечко поближе к Китаю, как к потенциальному партнеру.
Раньше восточное направление использовали не так активно, но теперь оно должно стать приоритетным для РФ. К тому же это сотрудничество выгодно и самим соседям с той стороны. Ведь наша страна славится огромными запасами углеводородных ресурсов, а Сибирь рассматривается ими как отличное место для развития производств, научной деятельности, высоких технологий. Для населения это будет только плюсом: появится много рабочих мест с достойной оплатой труда.
Также Сибирь нравится восточным партнерам, потому что имеет много места, природных ресурсов, ее ГЭС вырабатывают большой объем энергии – все это может с легкостью обеспечить все производства.
И наконец, Россия привлекательна для Китая и азиатских стран как экспортер зерна, молочной продукции, леса.
Какие есть проблемы?
Перенаправление экономики в сторону Востока сопряжено с рядом проблем. Одна из них связана с транспортировкой грузов. Сейчас железные дороги и автомобильные магистрали сильно перенапряжены, да и развиты они в области Сибири и Дальнего Востока еще очень плохо, особенно недостаточна пропускная способность.
На данный момент она достигает 70 000 000 тонн, а после расширения партнерства с восточными странами увеличится до 150 000 000 тонн. И решить эту проблему быстро не получится, на это нужно несколько лет. Частично исправить ситуацию планируют с помощью привлечения бизнеса и использования Северного морского пути.
Другая проблема связана с тем, что на Дальнем Востоке и в Сибири проживает мало людей. А для развития сотрудничества в сфере торговли нам просто необходимо обеспечить экономическую активность населения в данных регионах.
Сейчас темпы роста населения на этих территории очень маленькие – всего несколько тысяч граждан в год. С такими показателями города-миллионники на Дальнем Востоке появятся еще совсем нескоро. Это связано с отсутствием необходимых благ, развитой инфраструктуры, рабочих мест.
Ставка на молодых специалистов
Считается, что исправить ситуацию с плохой заселенностью территорий можно путем привлечения в Сибирь и на Дальний Восток специалистов, которые работают сами на себя: дизайнеров, айтишников, программистов. Но для этого нужно сначала создать для них комфортную городскую среду, где можно и работать, и развлекаться, и развиваться.
Для молодых специалистов предлагается разработать программы государственной поддержки, в частности оказывать помощь в приобретении собственного жилья на выгодных условиях, в получении качественного образования. Это позволит не только привлечь молодежь в малоосвоенные территории, но и избежать утечки умов из этих регионов и вообще из России.