Российский созвучный аналог крупнейшего мирового видеохостинга YouTube — компания не молодая. Основан русский проект Рутюб ещё в 2000-х годах. Но свою известность сервис стал приобретать лишь в последние годы на фоне текущей обстановки с блокировками зарубежных ресурсов.
В конце марта — начале апреля 2022 появилась информация о том, что уже с 4 апреля мировой видеохостинг могут заблокировать на территории России. Связано такое решение с неисполнением требований Роскомнадзора о блокировке сервисом спорного контента на видеохостинге. По сообщениям российской стороны, компания Google (владелец YouTube) отказывается удалять такой контент, а это в общей сумме до 10 тыс. материалов. К тому же YouTube игнорирует требование отечественных властей в разблокировке каналов российских медиа, в которые входят: канал Владимира Соловьева, RTVI, Первый канал, Россия 1, НТВ, СПАС и многие другие.
Чем же не угодил на самом деле YouTube российским властям?
Американская компания отказывается цензурировать контент, в котором есть критика действий российских властей. Именно такие видео часто подпадают под блокировки Роскомнадзора. К сравнению, русский аналог Рутюб не допустил большую часть видео к размещению, в которых присутствует тема коррупции среди российских высших государственных служащих. Это коснулось и видео про знаменитый дворец. При этом видео-версия государственного канала Россия 1 по той же теме, в котором речь идёт об апарт-отеле, якобы принадлежащем олигарху, модерацию на русском сервисе прошла.
Что касается российской аудитории, то она скорее скептически относится к русскому видеохостингу, а блогеры не спешат заводить там себе собственные каналы и переносить наработанный контент.
По утверждению администрации русского сервиса Рутюба ежемесячно посещает эту площадку до 30 млн интернет-посетителей. Хотя по данным сервиса статистики Яндекса Вордстат запросов с названием Rutube (Рутюб) за март было не более 800 тыс. И это при том условии, что российская сторона всячески подогревала в течение месяца интерес к сервису, муссируя тему возможной блокировки американского сервиса. К сожалению, данные, предоставленные по посетителям самой российской компанией, оказались сильно завышены.
Аудитория относит к значительным минусам русского видеосервиса отсутствие столь любимых многими кнопок «лайки», «дизлайки» и параметра «количество просмотров». Хотя это не самые существенные слабости русского сервиса. Блогеры опасаются, что размещаемый контент будет подвергаться сильной цензуре, отклоняться и блокироваться.
К сравнению:
В конце марта руководство Рутюба пыталось создать ажиотаж вокруг своей платформы заявлениями, что сотрудники не справляются с возросшей нагрузкой объёма публикуемого контента. Сервис заявил, что будет увеличивать количество сотрудников, но к реальному притоку новых блогеров на площадке в данный момент это так и не привело.
Итог: идея русского аналога мирового сервиса хорошая. Но в условиях декларируемой правовой гласности и свободы слова в стране механизм модерации видеоконтента совершенно не прозрачен. Параметры возможности блокировки видео до конца не ясны. Поэтому будущее сервиса выглядит весьма туманно, по мнению многих медийных личностей.