«Сапсану» и «Ласточке» подрезали крылья. Концерн Siemens объявил об уходе из России

«Сапсану» и «Ласточке» подрезали крылья. Концерн Siemens объявил об уходе из России

Международный технологический концерн Siemens 12 мая объявил об уходе из России. Роланд Буш, президент и генеральный директор Siemens AG, сказал:

«Это было нелегкое решение, учитывая заботу о наших сотрудниках и давние отношения с клиентами на рынке, где мы работаем уже почти 170 лет. Мы оцениваем влияние на наших людей и будем продолжать поддерживать их в меру своих возможностей».

История взаимоотношений компании Siemens с нашей страной начинается в 1851 году, тогда был заключен контракт на поставку 75 стрелочных телеграфных аппаратов для строящейся линии Москва — Санкт-Петербург. С тех пор мы только наращивали сотрудничество.

Сейчас Siemens в России представлен в сфере энергетики, здравоохранения и транспортного машиностроения, производит бытовую технику и осветительное оборудование, разрабатывает инновационные решения в области промышленной автоматизации и цифровизации, имеет собственный научно-исследовательский центр и так далее. Концерн присутствует в 40 городах России, общая численность сотрудников 2,7 тысяч человек. За 2021 год выручка российского ООО «Сименс» составила 834 миллионов евро.

«Уход такой крупной и инновационной компании из России будет болезненным для нас, — считает член Совета Торгово-Промышленной Палаты (ТПП РФ) по финансово-промышленной и инвестиционной политике Юрий Коптелов. — Siemens глубоко проник во многие отрасли нашей экономики. По некоторым направлениям мы найдем замены, например, по бытовой технике, а вот в сферах энергетики, медицинского оборудования, транспортного машиностроения будет тяжело.

Самостоятельно наладить выпуск необходимой продукции быстро мы не сможем. Наверно, со временем заместить получится, технологически мы можем все, но очень остро стоит вопрос квалифицированных кадров — как инженерного состава, так и рабочего персонала. Кроме того, у нас практически умерла такая отрасль, как станкостроение, а без современного оборудования для производственных мощностей наладить выпуск продукции невозможно».

«Сапсаны» и «Ласточки» приземляются? Что будет с РЖД без технологий Siemens

РЖД еще в 2019 году заключило контракт с Siemens на поставку 13 «Сапсанов» в течение 4 лет стоимостью 1,1 миллиард евро. Соглашение предусматривало также техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Железнодорожная монополия успела получить 4 поезда, дальнейшие поставки прекращены еще 22 марта, а теперь сворачивается и техобслуживание.

 

В РЖД рассчитывают только на свои силы. Олег Белозеров, глава ОАО «РЖД»:

«Сапсаны, мы предполагаем, что будут ходить. Если будут возникать какие-то нюансы, соответственно, будем запчасти дорабатывать, искать варианты, как это будет работать».

Пока остается неясной перспектива завода «Уральские локомотивы», производящего электропоезда «Ласточка» (совместное предприятие Siemens c «Синара»). Здесь высокий уровень российской локализации (86 %), и самым логичным решением был бы выкуп доли немцев российским партнером.

Не поездами едиными. Какие российские предприятия входили в концерн Siemens

Siemens Energy является самостоятельным юридическим лицом и пока формально не заявлял об уходе из России. Это подразделение концерна владеет контрольным пакетом в ООО «Сименс Технологии газовых турбин» в Ленинградской области (производство и сервис газовых турбин мощностью свыше 60 МВт) и «Сименс энергетика трансформаторы» в Воронеже (выпускает высоковольтное оборудование). Воронежский завод заявил, что продолжает работать в штатном режиме.

Компания Bosch, входящая наряду с Siemens в конгломерат BSH Bosch und Siemens Hausgerate GmbH, объявила об уходе с российского рынка 20 марта.

Вероятно, процесс ухода такой большой компании, как Siemens, будет болезненным для обеих сторон и растянется на длительное время. По каждому предприятию будут приниматься индивидуальные решения.

Немцы уже подсчитали, что им это обойдется в 600 миллионов евро прямых убытков. Наши издержки пока никто не считал. И если мы хотим построить современную и эффективную экономику, нам необходимо либо быстро найти замену технологического партнера, либо прямо сейчас начать растить национальные инженерные кадры и кратно увеличить инвестиции в промышленные научно-исследовательские разработки и станкостроение.

Будут ли курсировать «Сапсаны» из-за приостановки контракта с Siemens?

Немецкая компания Siemens приостановила контракт на поставку новых высокоскоростных электропоездов «Сапсан» в Россию. Об этом сообщил гендиректор РЖД Олег Белозеров на встрече с членами Совета Федерации.

О прекращении поставок продукции в Россию в Siemens сообщили в начале марта.

«Мы полностью поддерживаем все санкции. С этой целью все новые бизнес-операции и международные поставки в Россию и Белоруссию приостановлены, пока мы оцениваем все последствия всех санкций», — заявили в пресс-службе компании.

Контракт на закупку немецких электропоездов был подписан в 2019 году. Он предусматривал закупку и техническое обслуживание 13 новых поездов на общую сумму €1,1 млрд.

Что будет после приостановки поставок?

Белозеров заявил, что РЖД постараются не допускать существенного повышения цен на билеты в нынешнем году.

«Мы предполагаем, что („Сапсаны“ — прим. ред.) будут ходить. Если будут возникать какие-то нюансы, значит, соответственно, будем запчасти дорабатывать, искать варианты, как это будет работать», — заявил он.

По словам главы РЖД, все сервисные контракты выполняются в соответствии с нормами и правилами экспортного контроля. В прошлом году компания купила три новых «Сапсана». Новый подвижной состав планируют запустить к Петербургскому международному экономическому форуму, который запланирован на июнь.

Что будет с электропоездами «Ласточка» и скоростными поездами «Аллегро» после ухода компании Siemens из России?

Как утверждает глава РЖД, производимые «Уральскими локомотивами» (СП Siemens и группы «Синара») электропоезда «Ласточка» «импортозамещены практически на 88 с лишним процентов». По словам Белозерова, техническое обслуживание уже закупленных поездов «Сапсан» и «Ласточка» продолжится.

Французский производитель скоростных поездов «Аллегро» также заявил о приостановке поставок из-за соблюдения международных санкций, говорится на сайте компании. Компании Alstom принадлежит 20 % акций российского производителя локомотивов и железнодорожного оборудования «Трансмашхолдинг». В 2007 году Alstom заключила контракт на поставку скоростных поездов «Аллегро» с компанией «Карельские поезда».

Поезда «Аллегро» запустили в декабре 2010 года между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Подвижной состав эксплуатирует СП ОАО РЖД с финской VR. И хотя 1 марта VR сообщила, что «минимизирует» контакты с ОАО РЖД, движение Allegro по решению финских властей ограничивать не стали.

Сейчас в среднем за день на «Аллегро» границу пересекает от 500 до 900 пассажиров. Из них более 70 % едут из России в Финляндию. Ажиотажный спрос на поезд возник после закрытия неба над Финляндией для российских перевозчиков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here