В то время как пандемия коронавируса охватила весь земной шар, миллионы людей, живущих бок о бок в трущобах Латинской Америки, не могут принять даже самые элементарные меры предосторожности, такие как мытье рук и социальное дистанцирование, рекомендованные органами здравоохранения.
«Мы все больше обеспокоены тем, что бедные и другие уязвимые группы более подвержены риску заболевания и смерти от вируса», — заявила на этой неделе глава Панамериканской организации здравоохранения Карисса Этьен.
Эксперты предупреждают, что в новых эпицентрах пандемии в Бразилии, а также в Перу и Чили продолжают расти инфекции.
В регионе, где примерно 54 процента жителей заняты в неформальном секторе экономики, жители трущоб вынуждены выбирать между «голодом или смертью от вируса», считает бразильский экономист Даля Маймон из Федерального университета Рио-де-Жанейро.
Экономический кризис, усугубленный закрытием границ, оставил миллионы латиноамериканцев без средств к существованию. В одной только Бразилии пять миллионов человек потеряли свои рабочие места с начала пандемии, заявило правительство в четверг, 28 мая.
«La Pintana, коммуна Чили, расположенная в провинции Сантьяго, имеет более 2100 случаев заболевания COVID-19, и «более 50 процентов тестов ПЦР, которые мы проводим, являются положительными», — сказал мэр провинции, добавив, что 15 человек с COVID-19 умерли в этом районе.
В Сан-Паулу, бразильском мегаполисе в 12,2 миллиона человек, коронавирус убил более 6400 человек из 86 000 официально инфицированных.
После Соединенных Штатов, Бразилия является страной, наиболее затронутой пандемией с точки зрения численности, с более чем 25 000 смертей и 410 000 инфицирования среди населения, численностью 210 миллионов.
В Аргентине всплеск заболеваний в трущобах Буэнос-Айреса на прошлой неделе вынудил правительство отложить планы выхода из 10-недельной блокировки.
В понедельник очередная волна коронавируса в трущобах Виллы Азул усилила тревогу, и полиция ввела карантин, поскольку власти опасаются, что вирус может распространиться на другие трущобы поблизости.
В других местах отсутствие контроля со стороны государства — вакуум, существовавший еще до пандемии, привело к тому, что преступные организации начали расширять свой контроль, помогая пострадавшим общинам.
Способность этих групп заполнить пробел, оставленный властями, «является самой тревожной тенденцией» с момента появления вируса, заявил эксперт по безопасности Дуглас Фарах на недавнем форуме в Вашингтоне, организованном Организацией американских государств.
В Мексике преступные картели распространяют еду и лекарства; в Гондурасе банды организуют кампании по дезинфекции транспортных средств, чтобы защитить себя от вируса в районах, которые они контролируют.
По данным ООН, почти 89 миллионов человек в регионе не имеют даже базовых санитарных услуг, что делает невозможным регулярное мытье рук — самую основную защиту от коронавируса.
В Перу почти треть из 10-миллионного населения Лимы сталкивается с серьезными проблемами водоснабжения.
«Водный кризис в Лиме — это тихая угроза. Наиболее уязвимые группы населения — это те, кто наиболее подвержен риску пандемии», — сказала Мариелла Санчес, глава неправительственной организации Aquafondo.
Нехватка электричества и бензина привела к нехватке воды в Венесуэле.
В городе Сан-Кристобаль на границе с Колумбией семья Рейнальдо Веги собирает воду в ведрах из трубопровода на улице и использует то, что он называет техникой «бойскаутов», чтобы пройти через нее.
«Это то, как мы выживаем», — сказал он AFP, отправляясь добывать дрова для приготовления пищи.