В Госдуму внесен законопроект об отсрочке от мобилизации для кандидатов и докторов наук — будет ли бронь для ученых?

В Госдуму внесен законопроект об отсрочке от мобилизации для кандидатов и докторов наук — будет ли бронь для ученых?

В Госдуму внесли инициативу о временном освобождении для кандидатов и докторов наук. Но будет ли на самом деле отсрочка у молодых ученых или нет, пока непонятно.

Автор инициативы о предоставлении временной отсрочки для кандидатов и докторов наук, вице-спикер ГД Борис Чернышев просит не за всех, а за особо ценных сотрудников НИИ, высших учебных заведениях, разработчиков и сотрудников РАН.

«Даже во времена ВОВ была отсрочка для определенного круга людей из системы образования, — сказал депутат. — До середины 1942 года не призывали школьных учителей вообще, даже на срочную службу. И всю войну кандидатов и докторов задействовали по тем направлениям, которые участвуют в развитии экономики, в самой науке, занимаются публикационной деятельностью. Были различные КБ, созданные при Вооруженных силах. Люди служили, внося научный вклад в развитие технологий Вооруженных сил, в промышленности, в экономике. Кто-то из них работал и в тылу, создавая новые сплавы, новые материалы, вооружение. И сегодня это тоже актуально.

Допустим, если ученые сейчас на частные компании работают, можно их переориентировать на гос задачи, на нужды РАН. Очень важно сейчас сохранить научный потенциал. У нас, к сожалению, много ученых старшего возраста ушло, целые научные школы исчезли, потому что немолодые доктора наук не перенесли ковид. Это вопрос не праздный сейчас. Вопрос сохранения нашего научного потенциала».

По открытым данным, в РФ работают 70 тысяч докторов наук и 470 тысяч кандидатов. Эксперты полагают, что, если вычесть всех женщин и лиц непризывного возраста, остается около 270 тысяч человек. Из них на отсрочку претендует половина. Вряд ли 135 тысяч ученых сделают погоду на полях СВО. Поэтому члены Сибирского отделения РАН, например, обратились с официальной просьбой об отсрочке для ученых к вновь избранному главе РАН Геннадию Красникову.

Но пока повестки докторам и кандидатам продолжают приходить. Призывают как служивших или учившихся на военной кафедре, так и без армейского опыта.

Официального распоряжения об отсрочке по сути нет. Такого, чтобы как в известном романе Булгакова было: «окончательная бумажка, фактическая, броня!» В недавнем президентском же указе вычленены категории учащихся с отсрочкой, дополнившие перечень Минобороны. Аспиранты там есть, докторантов нет. Таким образом, отсрочка не положена официально ни доцентам-кандидатам, ни, отдельно, айтишникам, про которых так много писали (аж 195 профессий списка в Минцифры обещали исключить из призыва).

 

Нет там и вузовских преподов, школьных учителей информатики… «Акты, которые должны быть опубликованы в ближайшие дни», так и не появились в реальности.

Однако СМИ стало известно о случаях, когда москвичи со степенью доктора или кандидата наук все же получили временную отсрочку от мобилизации. Происходило это через работодателей.

«У меня есть два места работы, оба в вузах, — рассказывает 34-летний доцент Олег (имя изменено). — В одном институте лекции читаю, в другом работаю на кафедре и веду курсы. Когда все завертелось, отношение деканатов было диаметральным. В одном месте работы сразу развели руками: „сами, сами“. А вот в другом, наоборот, подсуетились, составили и отправили в Минобороны списки сотрудников для получения отсрочки. Это было на волне разговоров об освобождении от мобилизации преподавателей вузов и лиц с ученой степенью, две недели назад. В итоге почти всему списку пришла отсрочка на год. И мне тоже».

В кулуарах говорят, что, несмотря на все старания думцев и хлопоты нового главы РАН, академика Геннадия Красникова, просьбы научного сообщества, отсрочке для докторантов, кандидатов и других научных сотрудников «на самом верху» склонны дать отрицательный ответ. Мол, таких очень много, неизвестно еще, как они там защищались. А если все получат бронь, мобилизовать будет некого…

Кого призвали по мобилизации: самые необычные профессии

В рамках частичной мобилизации под призыв попадают граждане России, находящиеся в запасе, имеющие востребованную военно-учетную специальность и боевой опыт, а также не имеющие оснований для отсрочки. В запасе числятся те, кто отслужил срочную службу и получил военный билет. Также в списке резервистов находятся россияне, не служившие в армии по состоянию здоровья.

28 сентября 2022 года портал «Объясняем.РФ» опубликовал ответ на вопрос, могут ли быть мобилизованы деятели культуры, артисты, актеры и музыканты.

«Если данные должности в учреждениях культуры не имеют брони, а работники находятся в запасе ВС РФ и у них нет оснований для отсрочки по состоянию здоровья, они могут быть мобилизованы», — говорится в сообщении.

Ученые

В Бурятии был мобилизован сотрудник Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, сообщает RTVI. Согласно опубликованным данным, 36-летний сотрудник института служил в армии и работает наблюдателем на радиофизическом комплексе. Институт входит в реестр предприятий ОПК, и его сотрудники имеют право на отсрочку от мобилизации.

Несмотря на это, сотрудник института был мобилизован и находится на территории одной из военных частей.

Преподаватели

Согласно указу президента России, студенты и аспиранты очной и очно-заочной формы обучения имеют право на отсрочку, однако работникам системы образования «бронь» не положена — педагоги и преподаватели, имеющие степень кандидата или доктора наук, тоже подлежат мобилизации, если подходят под критерии отбора.

24 сентября в Пензе мобилизовали преподавателя информатики и технологии школы № 26 Максима Губарева, говорится в публикации ресурса rambler.ru. В администрации школы подтвердили информацию о призыве учителя, сейчас он находится на обучении.

Актеры

В Москве был мобилизован актер театра «Современник» Евгений Павлов, сообщает «Комсомолка». По словам актера, повестки он не ожидал, однако скрываться от мобилизации не стал и после получения явился в военкомат.

«Повестка пришла мне домой 24 сентября. Паники не было. Явился, как и было указано, по месту предписания. Есть присяга, которую я давал в армии. И это не пустые слова. Есть конституционная обязанность. Есть Уголовный кодекс. Этим и руководствовался», — сказал Павлов.

В настоящее время актер находится на мобилизационных сборах в Подмосковье.

Музыканты

В Санкт-Петербурге мобилизовали басиста музыкальной группы «ГефесТ», говорится на странице коллектива в социальной сети «ВКонтакте».

«Сегодня в календаре „ГефесТа“ черный день. Мобилизовали нашего басиста — Алексея Семенова. По поводу этого неотвратимого и уже состоявшегося факта не подобрать нужных слов ни нам, ни ему… Одни эмоции. Леша!!! Твоя жена, твоя семья и, конечно, мы, твоя группа, мы все ждем твоего возвращения. Даже не думай нас в этом подвести. Уверены — еще поиграем, береги себя, оставайся позитивным, насколько это возможно», — написали коллеги музыканта.

Айтишники

В Волгограде под мобилизацию попал айтишник из Федеральной налоговой службы Юрий Коньков. По данным интернет-портала v1.ru, IT-специалисту повестка не приходила, он пришел в военный комиссариат после телефонного звонка.

«22 сентября мужу позвонили из военкомата Дзержинского и Центрального районов, сказали немедленно явиться по мобилизации, — рассказала волгоградка. — Угрожали тюремным сроком на 10 лет. Когда он пришел в военкомат, ему вручили повестку и направили на остров Зеленый. Без медкомиссии, без всего. Оттуда также без медкомиссии его отправили на полигон Прудбой», — рассказала жена специалиста.

Оспорить мобилизацию Юрия Конькова попытался даже министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев — он направил правительственную телеграмму в военкомат, но решение военного комиссариата это не изменило.

Журналисты

В Башкирии забрали в армию художественного редактора журнала «Бельские просторы», говорится в публикации на сайте портала resbash.ru от 29 сентября 2022 года.

«Сегодня, 29 сентября, был мобилизован художественный редактор журнала „Бельские просторы“ Артур Тапаков. На службу его проводили коллеги — сотрудники издательского дома „Республика Башкортостан“ и республиканского агентства печати», — говорится в сообщении.

Дизайнеры

В Карелии мобилизовали дизайнера, основателя дизайн-студии «Артнаволок», председателя правления карельского отделения Союза дизайнеров России Егора Пермякова, сообщает информационное агентство «Республика». Издание цитирует пост супруги дизайнера в социальной сети «ВКонтакте».

«Вот и нашему поколению пришел черед… Не думали, что так будет… Егора сегодня мобилизовали…» — говорится в сообщении.

В настоящий момент пост в социальной сети удален.

Священнослужители

Религиозные деятели, несмотря на специфику своей работы, не имеют оснований для отсрочки от мобилизации. Если состояние здоровья позволяет, они могут быть призваны в ряды Вооруженных сил РФ.

На спецоперацию ушел игумен Белогорского монастыря отец Дорофей, стало известно из публикации в сообществе «Православные миряне Пермского края» социальной сети «ВКонтакте».

«Ушел на фронт о. Дорофей, который был игуменом Белогорского монастыря около 10 лет. Будет молиться с нашими воинами, встречать, провожать, кого-то крестить, а кого-то отпевать. Также был фронтовым священником в Первую мировую войну белогорский скитоначальник о. Серафим Кузнецов», — говорится в сообщении.

Окончание мобилизации, но продолжение СВО: когда завершится мобилизация. СМИ: «перегибы» с мобилизацией на местах продолжаются

Тем временем перегибы на местах в ходе частичной мобилизации продолжаются. Пока одни регионы отчитываются о завершении частичной мобилизации, из других поступают сигналы о нарушениях в рамках призыва. Ошибки фиксируются на разных уровнях — от способов вручения повесток до распределения в сборных пунктах.

Многие регионы уже отчитались, что план по мобилизации на их территории выполнен. Однако после этого многие их жители сообщают в соцсетях, что повестки мужчинам продолжают приносить.

Представители местных властей в ответ на запросы журналистов поясняют, что хотя регион выполнил план по частичной мобилизации, но частичная мобилизация на территории РФ не прекращена. Решение о вручении повесток принимает Министерство обороны совместно с военным комиссариатом. Чиновники говорят, что это всего лишь «плановая работа по уточнению данных».

«Оригинальный» способ вручения повесток применили полицейские и сотрудники военкомата из Подмосковья. Вечером они пришли в ресторан «Клешни и хвосты» в Балашихе и начали вручать повестки посетителям. Мужчина, праздновавший там день рождения дочери, снял процесс на видео, которое теперь разошлось по Telegram.

В кадре — двое полицейских в форме и мужчина в штатском, вручавший повестку:

— Мы день рождения дочери празднуем. А вы кто?

— Я старший участковый отдела полиции.

— Замечательно. Мы очень рады вас видеть. Цель обращения какая у вас?

— Цель — частичная мобилизация, проверка граждан.

— Подождите, а при чем здесь частичная мобилизация и проверка граждан? Мы сидим и день рождения отмечаем.

— Я запрещаю вам меня снимать и выкладывать в сеть Интернет.

— Вы уже там. Мне просто интересно, почему мы сидим в ресторане и вы подходите.

— Вручение повестки. Возьмите, пожалуйста.

— Кладите сюда. Печать где? Я таких наляпаю сколько угодно. Печать где?

— Вы отказываетесь предъявить документы?

— Конечно.

— Все. С праздником вас.

— Замечательно. Все.

Представители СМИ позвонили в этот ресторан. Сотрудница заведения подтвердила: все так и было. Причем повестки были пустыми:

— Нашим сотрудникам повестки не раздали. Повестки раздали одному или двум мужчинам. Но они проверили и наших сотрудников, выключили нам музыку и пошли по гостям.

— Это были сотрудники полиции, я правильно понимаю?

— Там были некоторые в форме, а другие — без формы. Но они не предоставили документы. Наше юридическое лицо в документе с проверкой не было прописано, не было даже нашего названия заведения указано, мол, мы такие и такие совершаем проверку. Любая проверка должна быть обоснована информационным письмом, а они просто пришли и не разрешили бумажку ни фотографировать, ни сканировать.

— А повестки, получается, были пустыми и имена заполнялись на месте?

— Да.

Юристы неоднократно говорили о том, что вручение пустых повесток у метро или где бы то ни было еще со вписыванием имен и фамилий на месте незаконно. Повестка — вещь адресная. Ее вручают конкретному человеку под личную подпись.

Не имеющий претензий к получению повестки молодой, но при этом опытный (профильное образования, интернатура и 8 лет стажа) врач-стоматолог из Красноярска Андрей Шторкман скрываться не стал. И теперь готовится к службе по военно-учетной специальности «старший оператор пусковых ракет большой и средней дальности». Это ровно то, о чем на заседании Совбеза говорил Владимир Путин, называя такие вещи недопустимыми. Но врач идет рядовым, сейчас его обучают на стрелка-наводчика на БМД, говорит директор клиники, в которой работал врач-стоматолог Сергей Левин:

«Получил повестку, поехал в военкомат, то есть в этот же день его призвали — и в этот же день он уехал в Омск. Он знает медицину, знает челюстно-лицевую хирургию, все прекрасно понимает. В принципе и там зубы болят, и мы даже готовы предоставить ему мобильную стоматологическую установку, чтобы он там мог помогать. Он готов быть там, он не сопротивлялся, не убегал — сразу пошел и сразу все, что мог от себя, сделал. Но он идет рядовым».

Еще один мобилизованный специалист на момент записи интервью находился уже в сборном пункте в Тюмени. Антон служил, а до мобилизации работал оператором добычи нефти и газа в компании «Газпромнефть». Предприятие внесло его в списки на бронь. Но дальше, от момента вручения повестки и до момента распределения, Антон постоянно сталкивается с тем, что реальность не совпадает с заявленными правилами частичной мобилизации:

«Был список на бронь. Он был подан в наш военкомат еще в августе. Но военкомат не прислал в нашу организацию форму № 4, по которой оформляется данная бронь. Проблема в том, что у меня больная спина — был перелом позвоночника, плюс у меня плоскостопие второй степени. К тому же медицинского освидетельствования, комиссии не было. Нам обещали, что будет полноценная медкомиссия. Мы все туда пошли, взяли с собой документы с нашими болезнями — справки, выписки. Пришли туда, нас просто провели, посадили в автобус и увезли в сборный пункт. Мы зашли к руководству воинской части, именно распределителям, группой, человек шесть-семь связистов. Мы говорим: мы связисты. А он говорит: вас уже набрали, можете пойти стрелками, пулеметчиками, снайперами, гранатометчиками. Мы говорим: нет. И потом на протяжении пяти дней нас пытались запугать: идите сейчас в стрелки, иначе потом будет еще хуже, идите со своими ребятами, пока есть возможность. Психологически пытались воздействовать на нас. Мне сегодня предложили должность разведчика-радиотелефониста. Я говорю: вы понимаете, у меня спина больная, я со своей категорией, которая написана в военном билете, даже близко не подхожу под разведку».

С Антоном уже работают юристы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here