В России хотят возродить производство машин «Волга» и «Победа»

В России хотят возродить производство машин «Волга» и «Победа»

Российские чиновники сдувают пыль с советских чертежей в отчаянной попытке спасти индустрию автопрома, которая переживет крах после ухода иностранных поставщиков.

Путин признал кризис российского автопрома

Накануне, выступая на ПМЭФ, президент Владимир Путин заявил, что в России снизились как объемы продаж автомобилей, так и их производство. Он призвал обеспечить технологический суверенитет страны по основным параметрам автопрома, а также обеспечить бесперебойную работу заводов и сохранить персонал.

«Конечно, это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей стране, но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российские», — цитирует его РИА «Новости».

Путин потребовал обеспечить работу предприятий и сохранить их трудовые коллективы. Также он обратил внимание на приостановку или отказ от сотрудничества с РФ различных партнеров, что сказалось на выпуске продукции. Он отметил, что общепринятая мировая практика в автомобильном производстве — кооперация и трансграничные производственные цепочки, и «ряд контрагентов и поставщиков автозаводов находились и находятся до сих пор еще за рубежом».

«В силу известных обстоятельств и причин многие такие связи сегодня оказались разорванными. Партнеры российских автозаводов, несмотря на свои долгосрочные обязательства, либо приостановили поставки, либо объявили об уходе с нашего рынка. Очевидно, что этот демарш отразится на объемах выпуска продукции, причем заметно, уже отражается», — констатировал президент.

Чиновников пересадят на «Лады», а граждан — на «Волги» и «Победы»

Президент РФ поставил правительству задачу к 1 сентября разработать стратегию развития автопрома, чтобы «насытить рынок» по доступным ценам и при этом выйти на «технологический суверенитет». Одними из первых идей, высказанных в ответ на поручение президента, стали, как всегда, пропагандистские кампании: пересадка чиновников на «Лады» (в который уже раз?) и возрождение старых советских марок автомобилей.

Министр финансов Антон Силуанов, выступая 16 июня на ПМЭФ, заявил, что государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров и обеспечить спрос, например, пересадив государственных работников на отечественные «Лады».

Упор сейчас должен делаться на «собственные силы и дружественных партнеров», в частности радиоэлектронику, цифровые разработки и другие сферы, подчеркнул глава Минфина. Кроме того, государство должно взять на себя часть рисков бизнеса.

 

«И государство будет покупать подушки безопасности для „Лады“. Государство обеспечит работу предприятия так, чтобы этот бизнес был устойчивым и имел перспективу», — пообещал Силуанов.

Тем не менее, по его словам, «лекарство» в виде господдержки отраслей не должно стать «наркотиком». В противном случае это грозило бы разгоном инфляции и ухудшением жизни россиян.

После призыва Силуанова «АвтоВАЗ» пообещал обеспечить чиновников специальными автомобилями, которые придут на замену не поставляющимся в страну из-за санкций иномаркам.

«Будем готовы, если такое решение [власти] примут», — рассказал официальный представитель «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.

На прошлой неделе «АвтоВАЗ» возобновил выпуск «Лада Гранта», но без ABS (антиблокировочная система тормозов) и подушек безопасности. Это первая модель авто, выпущенная на предприятии после простоя из-за дефицита комплектующих. Ее специально разработали с целью обеспечить максимально возможную локализацию производства. Сегодня были объявлены цены на машины — от 658,3 тыс. рублей.

Вслед за Lada Granta без подушек безопасности и маркой «Москвич», канувшей в лету больше 20 лет назад, правительство рассматривает возможность возрождения брендов «Волга» и «Победа», сообщил РБК в пятницу глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Волги», выпуск которых прекратился в 2000-х, и «Победы», ставшие флагманом автопрома во времена Иосифа Сталина, могут выпускаться на заводе в Нижнем Новгороде или других площадках, сообщил Мантуров. Он не уточнил, в какие сроки может начаться производство.

Что сейчас происходит с российским автопромом

На фоне западных санкций и нарушения логистических цепочек многие зарубежные автопроизводители, в том числе Toyota, BMW, Nissan, концерн Stellantis, Lexus, Volvo, Daimler Truck и другие, заявили о приостановке производства и поставок автомобилей в РФ. Несколько компаний ушли из России, производство отечественных компаний также было приостановлено.

Как сообщает Ассоциация европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в России в мае 2022 года снизились на 83,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: было продано 24,268 тыс. — это минимальный показатель за последние 16 лет. 20 автозаводов, которые в России до войны, осталось два. Один из них — «АвтоВАЗ» — за месяц трижды останавливал конвейер, а на этой неделе объявил о переходе на 4-дневную рабочую неделю.

Другой проект — «Москвич», который планируется выпускать на московском заводе Renault, доставшемся государству за один рубль. По такой же схеме, по словам Мантурова, правительство готово забрать активы и других автоконцернов. Наконец, пророссийские власти украинского Запорожья сообщили о желании возродить выпуск автомобиля «Запорожец». Однако завода, где они производились, давно не существует.

Российский автопром, почти тотально завязанный на импорт, стоит перед угрозой примитивизации, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:

«Наша автоиндустрия полагалась на зарубежные компоненты. Не было практически ни одного завода, который бы не работал на иностранных платформах. В России осуществлялась только сборка».

Теперь же, сетует Остапкович, «мы отстанем от всего мира на десятилетие».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here