В российском образовании назревает новый кризис

В российском образовании назревает новый кризисГоворя строго, он совершенно не новый, а просто играет новыми красками неэффективности.

Как и полагается солидному кризису, образовательный имеет три источника, они же и составные части:

  • Подавляющее большинство россиян напуганы капиталистическими ужимками рынка труда, который сжимается сам по себе, а дополнительно на него давит автоматизация, роботизация и цифровизация в едином «салате». Опробовавший его потенциальный работник, всерьез и не без оснований страшится замены роботом или искусственным интеллектом. Соответственно, готов учиться ради вопроса выживания в меняющемся не в его пользу мире. Но, страх – плохой советчик разума, а жулики везде, в том числе и в образовании.
  • Чему, собственно, учиться, крайне смутно представляют все: работники, работодатели и представители сферы образования. Многие видят выход в дистанционных курсах повышения квалификации, что неверно даже теоретически. Проблема не в том, что курсы не нужны, напротив. Но, чрезмерный упор на «дистанционку» приводит к сильнейшему перекосу между составными частями образования: знаниями, умениями и навыками. Первого становится чрезмерно много при удручающе малом количестве второго, и. особенно третьего. Проще всего работодателю, он хочет все, вчера и дешево. Но, истинно знающий многое специалист чрезвычайно дорог во всех смыслах. А неизбежные имитаторы всезнания – приводят к сильнейшей демотивации окружения. Кроме того, процесс получения сложных и многогранных знаний требует работоспособных институтов экспертов и наставничества, разрушенных рынком. Важную роли играет и ускоренная девальвация образования. Результирующий вывод – риски образовательного процесса велики как никогда.
  • Перегрузка при образовании приводит и к отложенному негативному эффекту. Получивший работу утрачивает мотивацию. Получающий образование в школе или ВУЗе — воспитывает в себе демотивацию. Учиться все равно придется, но это прекрасный путь к выгоранию. Пусть и необязательно связанному с эксцессами «стрелков», но со смертоносными для бизнеса последствиями.

Самое печальное в этой гонке за «вероятно полезными знаниями» – колоссальный процент отсева. Половина выпускников учится не по специальности. Половина из весьма условно устроившихся по специальности – жалуются на недоученность. И если цель общества – счастье его составляющих людей, то с образованием точно получается как-то не по плану.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here