Удар украинских беспилотников по аэродромам в Энгельсе, Курске и Рязани — в чем опасность и возможные последствия?

Удар украинских беспилотников по аэродромам в Энгельсе, Курске и Рязани — в чем опасность и возможные последствия?

Киев косвенно признал причастность к ударам БПЛА на российские аэродромы — СМИ

Киев пытался атаковать российские аэродромы под Саратовом, Рязанью и Курском, однако власти Украины официально не оглашают эти данные. Об этом сообщает Washington Post со ссылкой на высокопоставленного украинского чиновника, который признался в этом на условиях анонимности.

«Это были украинские беспилотники», — заявил он.

Однако издание подчеркнуло, что в настоящее время нет точной информации, как именно проводилась операция и какие дроны применялись.

До этого аналогичными данными поделился украинский чиновник в беседе с The New York Times. По его словам, в по меньшей мере одной из атак принимал участие спецназ Украины, причем его представители в момент удара находились в непосредственной близости от объекта.

Атаки Украины по российским аэродромам дальней авиации — какие выводы, оценка российских военных экспертов

Произошедшие 5 и 6 декабря воздушные атаки ВСУ по аэродромам базирования российской дальней авиации уже нельзя назвать просто «тревожным звоночком». Это самая настоящая «черная метка», направленная англосаксонскими элитами лично Владимиру Путину.

5 декабря 2022 года, в день, когда вступил в действие потолок цен на нефть из РФ, были атакованы две российские военные авиабазы — в Энгельсе и Дягилево. В Энгельсе, к слову, базируются стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, являющиеся носителями ядерного оружия и составной частью «ядерной триады». Украинские БПЛА, летевшие на малой высоте, были сбиты системами ПВО авиабаз, однако сообщается о повреждении нескольких самолетов, гибели троих и ранении четверых наших военнослужащих технического состава. По данным Минобороны РФ, за атакой стоят ВСУ, при этом применялись беспилотники советского производства.

Какие же выводы мы можем сделать из произошедшего?

Киев обзавелся собственной «дальней рукой», которая может поражать цели в глубине российской территории

Прежде всего, приходится признать, что Киев уже обзавелся своей «дальней рукой». По мнению известного военкора Александра Коца, ВСУ использовали БПЛА «Ту-141», что позволило ему задаться резонным вопросом:

 

«В СССР освоили стелс-технологии задолго до того, как это стало модным трендом?»

Ирония понятна, поскольку «Стрижи» — это устаревшие оперативно-тактические беспилотные разведывательные аппараты еще советского производства. Никакими «стелс» и прочими «нано»-технологиями в нем и не пахнет, что не помешало Ту-141 беспрепятственно преодолеть 650 километров над российской территорией. Из этого можно сделать сразу три неутешительных вывода:

Во-первых, никакой эшелонированной системы ПВО над всей территорией России нет и не может быть по определению. По-настоящему надежно прикрытой с воздуха считается Москва. Насколько это представление соответствует истине, вероятно, вскоре узнаем.

Во-вторых, пройти как нож сквозь масло над нашей страной украинские «Стрижи» могли только при помощи данных целеуказания, предоставляемых американскими спутниковыми системами. Это автоматически делает США причастными к атаке на объекты российской ядерной триады. Это прямой вызов Кремлю и лично Путину и повод для ядерной войны.

В-третьих, теперь в зоне поражения ВСУ оказывается вся европейская часть России, поскольку дальность полета Ту-141 достигает 1000 километров.

Иначе говоря, киевский режим уже обзавелся собственной «дальней рукой», которая может поражать цели в глубине российской территории. Украинские радикалы прямо заявляют, что теперь начнут бить по Москве и Кремлю. В частности, политолог-экстремист Юрий Романенко опубликовал заметку следующего содержания:

«Теперь Украина может наносить удары по критической инфраструктуре в самой России. Например, в Москве. Представляете, как будет приятно москвичам в минус 15 оказаться без света и тепла. Сколько там поддерживает войну в России? 75 %. Ну вот, пусть знакомятся с ценой поддержки войны. Так выпьем же за то, чтобы ВСУ наносили как можно больше ударов по территории России и как можно больше россиян ощутили на себе все прелести войны, которую они так любят».

Отдельный вопрос — как разведывательный «Стриж» вдруг превратился в ударный?

На самом деле, о том, что к этому дело идет, было понятно давно. Помните ту историю, когда украинский Ту-141 случайно залетел в Хорватию? Так вот, после обследования упавшего под Загребом беспилотника в нем были обнаружены следы взрывчатки, о чем рассказал министр обороны Хорватии Марио Баножич:

«Мы нашли части авиабомбы».

То есть свой аналог «Герани» у Незалежной теперь есть. Практически одновременно с атакой на российские аэродромы в Киеве сообщили об успешной разработке некоего ударного БПЛА с большой дальностью полета. Что там на самом деле будут собирать на Украине, вскоре, к сожалению, узнаем.

Удар БПЛА ВСУ по тыловым аэродромам РФ: российские военные не были готовы к атаке? Мнение аналитиков

Что еще страшнее, события 5-6 декабря показали, что учиться на своих ошибках нынче не модно. Так, еще в начале августа 2022 года на военном аэродроме Морской авиации ВМФ РФ в поселке Новофедоровка в Крыму прогремели взрывы, в результате которых были повреждены несколько боевых самолетов и погибли российские военнослужащие. Перед этим в открытый доступ попали спутниковые фотографии аэродрома, сделанные американской компанией Maxar.

О том, что те взрывы — дело рук украинских спецслужб, сразу же написала в соцсети вице-премьер Незалежной Ирина Верещук:

«Сегодняшние взрывы в Новофедоровке — очередное напоминание о том, чей Крым. Потому что это Украина!»

Как бы то ни было, будь самолеты в Крыму защищены капонирами, масштаб бедствия мог бы оказаться существенно меньше.

«Просто поразительно, — пишет обозреватель портала TopCor.ru Сергей Маржецкий, — но на десятом месяце военной спецоперации на Украине немногочисленные российские стратегические бомбардировщики мирно стояли бок о бок, крылом к крылу, буквально выпрашивая превентивный удар по аэродрому, который разом превратил бы нашу ядерную триаду в диаду. Новые самолеты такого класса еще поди произведи. Ни тебе защитных капониров, ни заблаговременного рассредоточения драгоценных ракетоносцев! Сейчас вот радуемся, что имевшаяся на подвесе у бомбардировщика Ту-22М3 ракета Х-32 не сдетонировала в результате атаки украинского БПЛА, иначе масштаб разрушений был бы несопоставимо больше, чем сейчас. Просто повезло.

Даже в Сирии на авиабазе Шайрат древние советские истребители были прикрыты бетонными капонирами, что очень пригодилось во время массированного удара американских ракет по этому военному аэродрому в 2017 году. Почему же у нас упорно не желают учиться на ошибках? Сколько можно надеяться на авось? Это на десятом-то месяце прокси-войны со всем блоком НАТО!»

Тыловые аэродромы России требуют усиления защиты

Украинские БПЛА попытались атаковать сразу несколько российских тыловых аэродромов, используя для этого еще советские технологии. Как вражеские беспилотники смогли оказаться в глубоком тылу на территории России и что необходимо сделать для защиты аэродромов стратегической авиации ВКС РФ?

В экспертной среде допускают, что ВСУ могли использовать БПЛА Ту-141 «Стриж». «То есть он беспрепятственно преодолел почти 650 км над территорией Российской Федерации. В СССР освоили стелс-технологии задолго до того, как это стало модным трендом?» — замечает военкор «КП», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Коц.

Кроме того, во вторник в результате атаки беспилотника в районе курского аэродрома загорелся нефтенакопитель. По словам главы региона Романа Старовойта, в области продлен режим повышенной террористической угрозы, в двух школах отменены занятия. На этом фоне в Кремле отметили, что стратегические объекты РФ находятся под постоянной защитой.

«Каждый регион этим занимается, плюс силовые структуры. Это постоянный процесс», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

В то же время опрошенные российскими СМИ эксперты указывают на необходимость усиления систем ПВО на ключевых тыловых аэродромах России. Также, по мнению собеседников, органам безопасности необходимо усилить системную работу по выявлению и поимке украинских диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) на территории страны.

«Противник ведет активную диверсионную и террористическую деятельность в России. И беспилотники тут играют не последнюю роль. Проблема в том, что мы пока не можем на 100 % купировать такую угрозу», — сказал президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

В связи с этим не исключено, что ВСУ и дальше будут пытаться нанести урон нашим тыловым аэродромам, отмечает эксперт.

«Нам же придется в срочном порядке выстраивать защиту этих объектов, потому что от Рязани до Москвы всего 200 километров. В первую очередь об этом должны позаботиться российские спецслужбы, которые должны активнее заниматься поимкой украинских ДРГ. Тем более что опыт подобной работы у нас уже есть. ФСБ достаточно поднять данные о группе „Смерш“, которая работала в период с 1943 по 1946 год. Там однозначно указано, как именно была сформирована организация, какие перед ней стояли задачи, а также какие алгоритмы действий использовались», — подчеркнул Гончаров.

«На повестке дня действительно остро встает вопрос о необходимости защиты наших тыловых аэродромов. Ранее этим не очень активно занимались. В этом нам могут помочь системы „Панцирь-С1“. Их придется развернуть буквально на каждом стратегическом объекте. В первую очередь это должно быть сделано там, где угроза нападения наиболее высока», — утверждает доктор военных наук Константин Сивков.

Становится очевидным, что украинские ДРГ смогли пробраться вглубь нашей страны. В Севастополе в конце июля БПЛА уже атаковали штаб Черноморского флота РФ. Сейчас хоть и незначительно, но были повреждены «стратеги» в Энгельсе, напоминает эксперт.

«Важно понимать, что противник попытался атаковать наши стратегические ядерные силы, ведь эти самолеты способны нести крылатые ракеты с ядерными зарядами. В Дягилево также находится наша Дальняя авиация. Так что ФСБ в первую очередь стоит обратить внимание на аэродромы, где базируются такие самолеты», — уверен Сивков.

В то же время эксперт в области ПВО Юрий Кнутов напоминает, что тыловые аэродромы России были хороши защищены до начала спецоперации на Украине. Но в связи с началом боевых действий серьезную часть сил ПВО пришлось отправить в зону боевых действий. И тут американская и британская разведки нашли слабые места и проложили маршруты для украинских БПЛА. Сами аэродромы, скорее всего, охранялись системами «Панцирь-С1», поэтому беспилотники были сбиты на подлете.

«Эти инциденты показывают, что объектовые системы ПВО требуют усиления. Для этого надо активнее нагружать ВПК, производить больше комплексов „Панцирь-С1“ и „Тор-М2“. Но прямо сейчас необходимо частично снять комплексы, например, с Сибири, и перераспределить их на стратегические объекты. Однако при этом нельзя оголять такие направления, как Аляска, Япония и Южная Корея», — рассуждает эксперт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here